КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитание привычек у ребёнка
методическая разработка

СЕЛИВАНОВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

«Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения  в привычки, а привычки в наклонности».

                                                                    К.Д.Ушинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание привычек у ребёнка

«Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения  в привычки, а привычки в наклонности».

                                                                    К.Д.Ушинский.

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычки – потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

 Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закреплённым либо плохо усвоенным навыком (например, привычка правильно держать карандаш, неправильно говорить).

  Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше.                                  К 3 – 4 годам у ребёнка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребёнка (не ест, хотя голоден, так как привык к определённому вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребёнка.

Ребёнок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь. К 7-9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10-13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя гимнастика, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.

 Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

  Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.  Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

 Ребёнка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребёнок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство – время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

  Дома ребёнку необходимы не игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа, общение в чистом виде . Учиться вместе с ребёнком, превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра – это единственный способ для ребёнка стать взрослым, оставаясь ребёнком. Для взрослых – это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Как же искоренить вредные привычки, если они возникли?

От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке. Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Воспитатель Сломова Любовь Сергеевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Воспитание привычек у ребёнка» Воспитатель Сломова Любовь Сергеевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»

Консультация для родителей«Воспитание привычек у ребенка»...

Консультация для родителей "Вредные привычки у ребёнка"

По каким причинам,возникают вредные привычки?...