Консультация для родителей "Как привить ребёнку любовь к природе"
консультация (младшая группа)

Лутова Светлана Ивановна

Что нужно делать, чтоб ребёнок полюбил всё живое на земле.А именно полюбил природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_po_ekologii.docx452.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

"Как привить ребёнку любовь к природе?"

Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Жизнь и труд на лоне природы способствуют и физическому развитию детей. Чистый воздух, солнце, вода укрепляют их здоровье.

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения. 
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Наша с вами основная задача заключается в том, чтобы маленький человек научился понимать природу, чувствовать её красоту, мы обязаны научить ребенка любить и беречь природу.  

Именно поэтому, так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет,  Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете. 

Ребенка с самого детства отличает стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.  

Для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе создайте для ребенка благоприятные условия. Оборудуйте дома мини «Научный центр», где разместите различные природные материалы, например: стол-поддон для опытов с песком (водой), а так же с водой можно проводить эксперименты в ванной комнате, увеличительные стекла, создайте коллекции растений, камней, перьев, срезов деревьев, шишек и т.д., мерные стаканчики, пульверизатор, лейка, энциклопедии с изображением животных, видео пособия, и т.д.. Если ваш ребенок задает вопросы «Что это? Как? Почему?», не старайтесь сразу дать на них ответ, по мере возможного привлекайте их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Гуляя на улице, обратите внимание на то, что снег белый. Пусть ребенок сам догадается, что такого быть не должно – ведь снег - это твердое состояние воды, а вода не имеет цвета. 

Итак, как привить ребёнку любовь к природе? Несколько полезных советов родителям: 
• Вместе с заботьтесь о братьях наших меньших. Если у вас есть свой домашний питомец, это замечательно. Но если его нет, это не беда. Вы можете кормить бездомных кошек и собак, а также голубей и других птичек. Можно вместе с ребёнком сделать скворечник, кормушку или поилку для птичек и посмотреть, как они будут всё это использовать. 
• Насекомые – тоже природа. Конечно, брать в руки тараканов и пауков не стоит. Если такие насекомые обитают у вас дома, то либо ликвидируйте их незаметно, либо отлавливайте и отпускайте на улицу. Ребёнок должен понимать, что все букашки, божьи коровки, жучки и прочие представители – это тоже часть природы и живые существа, которые хотят жить и наслаждаться жизнью. 

• Если ребёнок хочет сорвать цветок, не стоит ему позволять это делать. Объясните, что цветок будет гораздо более красивым, свежим и ароматным, если он будет расти в земле и радовать всех. А если растение сорвать, то оно просто умрёт.  
• Посадите своё растение. Устройте дома мини-сад. Одно растение (лучше самое неприхотливое) подарите чаду, поручите поливать его, заботиться о нём. А если цветок в итоге распустится, сообщите, что так он проявляет свою благодарность за доброту и заботу. 
• Чаще выезжайте с детьми на природу. Отправляйтесь в красивые живописные места, чтобы ребёнок смог увидеть, насколько красивой бывает природа и как приятно наслаждаться такой красотой. Так что гуляйте по лесам, берегам рек, полянам и прочим подобным местам. Во время таких прогулок рассказывайте о природе, о животных. Например, можно рассказать историю какой-нибудь реки, перечислить её обитателей, рассказать о пользе. 

• Читайте вместе книги о природе и животных, смотрите мультфильмы.  

Любите природу, и ваш ребёнок тоже полюбит её!

https://fs.znanio.ru/d5aff2/f7/34/0fc4eb65b0995b00c53cc051320e5ec853.jpg

http://s017.radikal.ru/i435/1304/fa/6fca6c3549da.jpg

http://detsad200.ucoz.com/Foto/1275300624_daza-all.jpg

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу»

 

Величие и неповторимая красота природы привлекают внимание человека с самого раннего возраста. Звучные песни птиц в лесу, пестрые и нежные цветы в поле, журчание горного ручья, красота осеннего леса, пушистые белые снежинки, ласковый шум волны – все это живо интересует детей, пробуждает в них чувство прекрасного.

Разнообразные явления природы: гром, молния, шторм, снегопад, перелет птиц, мороз, град и так далее, оказывают сильное воздействие на впечатлительное сердце ребенка, развивают любознательность. А художественная литература помогает ребенку разобраться, лучше понять те или иные явления природы, развивает эстетическое отношение к природе, логическое мышление, прививает любовь к труду в природе, приучает заботиться о живом.

Осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Рассматривая картины, где написан лес, проводя экскурсии к лесу или лесной опушке, беседуя о лесе, можно прочитать детям замечательный стих И. А. Бунина «Листопад». Лес – точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца…

Беседуя, наблюдая красоту осеннего леса, мы замечаем и его богатство: какие плоды на кустарниках, деревьях; сравниваем их (крылатки, бобы, желуди, каштаны и так далее).

С колокольчиком на голове, будто в путь готовый

Он скрывается в листве дуба золотого

В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета. (С. Я. Маршак «Песня о желуде»).

Рассказывая о могучей силе дуба, можно использовать стихотворение И. Токмаковой «Дуб» («Дуб дождя и ветра вовсе не боится…»).

Зная, что осенью в лесу собирают грибы, можно разучить загадки, чтоб дети лучше запомнили название грибов и их отличительные особенности внешнего вида.

Осенью необходимо отметить такое явление как листопад.

Листопад, листопад Листья желтые летят… (А. Тесленко «Листопад»).

Внимательно наблюдая за переменчивым осенним небом, вспоминаются стихи А. С.Пушкина:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…»

В один из дождливых дней можно устроить вечер загадок. Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать. Можно предложить ребенку самому придумать загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Дождь поливает, когда это бывает?

Прогуливаясь по набережной или по пляжу следует обратить внимание на силу ветра,размер волн: «Осенью дуют ветра, на море поднимается волна».

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаю туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе. (А. С. Пушкин.)

В дождливые, сырые дни следует с детьми побеседовать о животных, о том, как они готовятся к зиме. В этом помогут произведения Г. А. Скребицкого «Дятел», «Первый снег», «Что за зверь».

О самых последних цветах осени поможет узнать книга Ю. Д. Дмитриева «Хоровод цветов».

Все в природе как – будто замерло. Осень распрощалась, а зима еще в гости не пришла. И вот однажды утром мы видим…

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром

Самый первый, самый белый… (Т. Асеева.)

Пришла зима и она вносит новые краски в жизнь детей, новые знания. Еще интереснее становится жизнь ребят. Дети катаются на санках, играют в снежки, любуются красотой зимней природы. Получают знания о свойствах льда, снега, когда лепят из него фигурки, не только экспериментальным путем, но и из рассказа Т. Калининой «Снежный ком». А с тем, что снег тает в тепле, что он скользкий, а если посыпать его песком, то становится шершавым из рассказа Н. Носова «На горке». Иногда удается наблюдать зимой вьюгу, пургу.

Зашумела, разгулялась в поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету… (И. С. Никитин «Песня»)

Послушать зимнюю тишину, почувствовать прохладу морозного чистого воздуха можно из рассказа Г. А. Скребицкого «Идет волшебница зима», а из произведения «Снежинка узнаем о пользе снега. Рассматривая морозные кружевные узоры,загадываем загадку: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», прочитать отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Мороз – воевода дозором обходит владенья свои,

Глядит, хорошо ли метели дороги свои замели

И нет ли где трещины, щели

И нет ли голой земли…

Во время мороза долго не устоишь на месте, поэтому гуляя в морозный день,можно вспомнить пословицы: «Мороз невелик, да, стоять, не велит», «Мороз разбирает да расшевеливает». Сказка М. Л. Михайлова «Два Мороза»поможет понять, что лучшее лекарство от холода – труд, движение.

Тяжело зимой зверям и птицам. Прочитав рассказ М. М. Пришвина «Ночевки зайца», мы поможем детям узнать, как нужно заботиться о животных. А как переносят насекомые зиму, поможет узнать рассказ Г. А. Скребицкого «На лесной полянке».

Но вот уже и весна на пороге, солнце поднимается все выше. Наблюдая это, можно прочитать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Стихи о весне. Март».

…Облака бегут быстрее

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

Или отрывок стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист».

…Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Сказка К. Д. Ушинского «Весна идет» поможет детям понять переход от одного времени года к другому (от зимы к весне). Все рады весне –появляются первоцветы: мать-и-мачеха, крокусы, пролески, анемоны и другие. Чтение стихов о весенних цветах, дает почувствовать радость от наступления весны.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной. (Е. Серов «Подснежник»).

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки,

На пригорочке растут,

Прям из снега-и цветут! (Л. Акиншина).

Чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», воспитывает у детей желание оберегать слабых животных, помогать им. Весной, прежде чем сажать цветы, кустарники, деревья, высевать зерна пшеницы, овса, прочитайте стихотворение Е. Благининой «Яблонька», рассказ Н. Кон «Как хлеб растет». Так как весна время посева цветов, овощей, фруктовых деревьев,то уместно будет вспомнить пословицы: «Вовремя посеешь, вовремя и хлеб соберешь», «Весенний день-целый год кормит». Видя, как люди облагораживают, озеленяют свой двор, улицу, город, дети будут трудиться с желанием, чтобы быть похожими на них. Дети будут брать пример со взрослых, не только наблюдая за их трудом, но и знакомясь с такими произведениями, как стихотворение П. Н. Воронько «Зеленый город».

Мы посадим березы и клены.

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами.

Станут площади наши садами…

Весной все оживает вокруг. Дети становятся в облегченной одежде более подвижны. Бегают, прыгают на скакалках как в произведении А. Барто «Веревочка». Знакомству с жизнью животных посвящены рассказы К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Курица с утятами», «Лиса Патрикеевна», «Коровка», «Лошадка». Дожидаясь приближающегося лета, можно загадать загадки о лете.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Солнце печет сильно, жарко. В садах, огородах, на полях зреют овощи, фрукты, ягоды. Люди ждут летних теплых дождей для поливки будущего урожая. Обо всем этом написано много произведений и одно из них стихотворение Е. Ф. Трутневой «Дождик».

Дождик, дождик, пуще по лугам цветущим.

Дождик, дождик, лей весь день

На овес и на ячмень.

Пусть зеленная пшеница

Поскорее колосится…

Летом гремит гром. Наблюдая за этим явлением, можно детям сказать, что люди не боятся грозы, но укрываются.Использовать в речи поговорку: «Как гром не гремит, а все замолчит».

Летом гуляя в парках, в лесу, скверах, на площадках, мы рассматриваем растения, любуемся разнообразными кронами деревьев, чувствуем аромат цветов. И книга А. Яковлева «Солнцецвет», расскажет все о деревьях, об их красоте, пользе, особенностях. Стихи, загадки, рассказы помогут детям узнать новое о съедобных и ядовитых грибах.

Рядышком с иголками

Рыжики под елками.

Вот и гриб боровик

И красив он и велик

В толстой шапке набекрень

Ножка толстая как пень.

Грибочек, грибок,

Масленый бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной -

Нам не надо ни одной… (Е. Ф. Трутнева «Грибочек»)

Лето – это кладовая знаний!Как разнообразен мир растений: одни удивительно просты в своей красоте, другие великолепны, третьи лекарственные. Обо всем этом можно узнать из книг Ю. Д Дмитриева «Хоровод лепестков», М. М. Пришвина «Золотой луг». Стихотворение Н. А. Некрасова «Кукушка» приглашает прогуляться в лес, парк и послушать пение птиц.

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день,

А проказница кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ку-ку! ку-ку!

Над лугами звон, порхание бабочек, мотыльков, все насекомые заняты трудом. Занимательно, по-доброму пишет о жизни насекомых и птиц Н.Сладков в рассказах: «Знай наших», «Лесной голосок», Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть. И как бы подводя итог беседы о красоте, величии, значимости природы для человека, привитии любви и бережного отношения к ней, хочется сказать словами

Б. Светлинова «Все прекрасно».

Как весна прекрасна первою травою!

Как прекрасна осень желтою листвой!

Как прекрасно лето сладостью плодов!

Как зима прекрасна белизной снегов!

Как у нас прекрасны года времена!

Все у нас прекрасно, и сама страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».

Трудно найти человека, равнодушного к  русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в прир...

Консультация для родителей "Как привить ребёнку любовь к природе и бережное отношение к ней"

Консультация для родителей, как форма работы по экологическому воспитанию с детьми 3-4 лет...

Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».

Трудно найти человека, равнодушного к  русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в прир...

Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с животными существами и растительным миром может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если с...

Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе»

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание....

Консультация для родителей "Как привить ребёнку любовь к природе?"

Уважаемые родители!Предлагаю консультацию "Как привить ребенку любовь к природе?"    Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости...