Консультация для родителей на тему "Как привить ребенку любовь к природе"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Как привить ребенку любовь к природе»
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.
Осень – одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений обращала внимание дошкольников на многие признаки различных времён года, учились прослеживать связь между ними. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы, замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно. Ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Обращали внимание на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Указывая ребятам на появление луж после дождя ,старалась подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошёл дождь – на земле лужи, выглянуло солнышко – лужи высохли.
Благодаря систематическим наблюдениям за дождём дети смогли понять появление снега: сначала дождь идёт всё чаще, затем он становится всё холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лёд.
Наблюдения за изменениями погоды связывала с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия предложила малышам подумать, почему качаются деревья.
Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире. В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов пришли к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев.
Мне было важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствовали не только непосредственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегали по сухим листьям, прислушивались к их шуршанию, что помогало им глубже прочувствовать красоту осенней природы.
Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы.
В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет свою берлогу.
Иногда случается так, что дети ставят проблему, но не могут или не хотят сразу же решить ее. Пусть сегодня они не нашли ответа – завтра они о ней вспомнят, будут о ней говорить. Как любому взрослому, мне хочется сразу же помочь им, подсказать правильное решение. Но надо помнить, что ребенку интереснее не узнать, а догадаться. Задача же взрослого – не упразднять таинственность явлений, а приоткрывать ее. Приведу несколько примеров, спонтанно возникших на прогулке экспериментов.
Осенью, гуляя на участке, дети увидели божью коровку. Положили ее на ладошку. Она неподвижна. Дети заинтересовались этим, стали задавать вопросы и выдвигать гипотезы: «Что это с ней? Она умерла? Нет, она заснула! Нет, она просто молчит. Может быть, она объелась цветов? Ты что, она же не корова, а коровка (утром беседовали о домашних животных) .
Любопытство и удивление детей послужило толчком к экспериментированию. Не отвечая прямо на вопросы, вместе с ними удивляюсь, рассматриваю, спрашиваю: «Может быть ей холодно? Какая сегодня погода? » Дети рассказывают о погоде, предлагают много вариантов, как можно согреть насекомое (положить в перчатку, в карман, взять в группу). Опять задаю вопрос: «Что будет с божьей коровкой, если согреть ее своим дыханием? » Провели эксперимент. Сколько было радости, когда божья коровка ожила и стала ползать по ладоням детей! Затем дети сами сделали вывод: осенью с наступлением холодов божья коровка засыпает.
Гуляя по опавшим листьям, Илья , стал подбрасывал их вверх. Дети постепенно переключили свое внимание на Илью, подошли к нему и спросили, что он делает. Мальчик ответил: «Пускаю самолеты». Тогда все начали пускать такие же самолеты.
Я поинтересовалась: «Как вы думаете, что медленнее летит к земле – самолет-палочка или лист с дерева? » Дети провели эксперимент, и, оказалось, листья летят медленнее, ведь они легче.
Однажды во время прогулки на стол упал паук. Это вызвало у детей столько радости и удивления! Они описывали его ласковыми словами: «Малюсенький, красивенький, ногастенький». Сосчитали его ножки – их оказалось восемь.
Владик вспомнил, что у божьей коровки ножек было шесть. На мой вопрос, чем питаются паучки, дети ответили: «Листьями, землей, ничем». Я постаралась дать детям полезную информацию, но так, чтобы им было интересно. Пауки – хищники, они питаются мухами, комарами. По поведению паука можно предсказать погоду. Если паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – жди похолодания. А если он плетет новые сети – это к теплу. На вопрос детей, где паук берет паутину, рассказываю, что в нижней части его брюшка находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину. Паучок так заинтересовал ребят, что они и на следующий день его искали.
Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку объясняла, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Предлагала детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть.
В морозный день дети слушали ,как скрипит снег под ногами. Играли в «Следы», «Кто куда спрятался». Вместе рассматривали следы кошки, наблюдали, какие следы оставляют птицы, пытались отгадать, кто куда ходил.
Знакомились со свойствами льда. С детьми готовили цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдали, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получились красивые цветные льдинки. Так дети узнали, что вода замерзает на морозе.
Рассматривали деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет.
Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы.
Рассматривали комнатные цветы, учились за ними ухаживать.
Особую радость доставляют малышам растения, выращенные ими самими. Сажали огород на окне. Дети с удовольствием поливали горох, лук, ростки пшеницы
Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире.
Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). При этом важно вызвать у каждого ребенка интерес к природным изменениям. Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и теплую обувь на более легкую одежду и уточняют, почему.
В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Сравнили ель и березу. В начале весны в группу принесла ветки тополя с нераспустившимися листочками, дети наблюдали за их появлением.
Во время целевой прогулки буду обращать внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясню, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня.
Во время прогулок на участке рассматривали появившуюся зеленую траву, искали еще места, где она выросла. Дети убеждались, что трава растет быстро.
Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу были принесены букетики первоцвета, пролесок.
Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке знакомились с бабочкой, жуком с особенностями их внешнего вида, движениями, учились различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе.
Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Слушали голоса птиц, наблюдали, как весело чирикают и прыгают воробьи.
Изменения внутри сезона предстают перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует подводить детей к выделению характерных особенностей начала и конца сезона, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. От рассматривания ярких красочных явлений дети должны постепенно переходить к познанию их сущности. Это создаст благоприятные условия для развития познавательного отношения дошкольников к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ?»
Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости....
Консультация для родителей "Нужно ли прививать ребенку любовь к природе?"
В данной статье рассматривается, что дает ребенку общение с природой....
Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка любовь к природе"
В материале даны краткие рекомендации родителям дошкольников по формированию экологической культуры ребенка....
Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка любовь к природе"
В консультации даны рекомендации родителям как привить ребенку любовь к природе....
Консультация для родителей "Как привить ребенку любовь к природе"
Консультация для родителей "Как привить ребенку любовь к природе"...
Консультация для родителей. «Как формировать у ребенка любовь к природе, если дома нет растений и животных»
Консультация для родителей.«Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»...
Консультация для родителей к проекту "Мир насекомых"- Как привить ребенку любовь к природе
Как привить ребенку любовь к природе и что делать если ребенок боится насекомых?...