консультация "фмузыка в детском саду".
консультация
Консультация Фоновая музыка в детском саду".Консультация музыкального руководителя для воспитателей
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 165.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме самообразования:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству».
Музыкальный руководитель Курсина Е.В.,
МБДОУ «Детский сад № 46 «Северяночка», г.Гаджиево.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы обусловлена тем, что наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные песни, танцы, хороводы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской и музыкальной деятельности.
Срок реализации – 3 года.
Первый год (2012 – 2013 уч.г.)
- ознакомление с методической и научной литературой;
- разработка системы работы с детьми;
- проведено обследование детей;
- подбор методических обследований.
Второй год (2013 – 2014 уч.г.)
- изучение опыта других педагогов в литературе, периодике;
- введение в свою работу проектов, техник и т.п.;
- обследование детей на начало и конец года;
- открытые мероприятия.
Третий год (2014 – 2015 уч.г.)
- анализ полученных результатов;
- внесение изменений в систему работы;
- обследование детей;
- открытые занятия;
- обобщение опыта.
Система работы.
Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. Народное искусство дарит детям встречи с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.
Целью моей деятельности является – воспитание музыкальной культуры дошкольников, расширение их музыкального кругозора, приобщение их к русскому народному творчеству, развитие музыкальных и творческих способностей.
Для повышения результативности, мною были проанализированы программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (раздел «Музыкальное воспитание»), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой: Программа. Учебно-методическое пособие
и разработана система работы для всех возрастных групп, в которой определены
Задачи:
- знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- различать музыкальные образы, особенности их развития;
- развивать музыкальную память детей, формировать оценочное отношение;
- развивать творческие способности детей.
Базовые принципы, определяющие решение поставленных задач:
- Гуманности – ведущий принцип образования, предполагающий учёт личности ребёнка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
- Педагогической поддержки, направляющей действия педагога на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей педагога становится решение совместно с ребёнком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приёмами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости и некомфортности.
- Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребёнка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.
- Систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
- Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.
Выделены направления работы
I. Работа с детьми:
- ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- привитие навыков культуры слушания музыки;
- формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке;
- приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества в процессе разучивания песен, танцев, игр, хороводов;
- интеграция различных видов деятельности.
II. Взаимодействие с педагогами:
- повышение компетентности воспитателей в вопросах реализации задач приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству;
- повышение качества взаимодействия в работе музыкального руководителя и воспитателей.
III. Взаимодействие с родителями
- повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания дошкольников;
- консультирование в вопросах создания домашней фонотеки.
Первый этап работы – организация развивающей среды.
Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.
В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В «Русской избе» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.
Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).
Система НОД в «Русской избе» включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Часто НОД в «Горнице» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей. Это повысило интерес детей к русской культуре, народному творчеству.
Второй этап – организация образовательного процесса.
В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у дошкольников, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
3 этап – заключительный, дети используют свои знания, умения его в самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми: НОД: социальный мир, речевое развитие, мир музыки, природный мир, мир искусства и художественная деятельность, физическое развитие; культурно-досуговая деятельность: «День именинника», просмотр театрализованных представлений, праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: Рождественские встречи, колядки, Масленица); игровая деятельность: дидактические игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.
Образовательный процесс
На своих занятиях я знакомлю детей с устным народным творчеством: скороговорками, потешками, прибаутками. С помощью различных скороговорок веду работу над дикцией, а также над динамическими оттенками и темповыми изменениями. Так, скороговорку «На горе Арарат» мы начинаем тихо и медленно, постепенно ускоряя темп и усиливая звучание. В качестве распевания во всех возрастных группах, мною используются русские народные песни, прибаутки, потешки. В младших группах занятие начинается с распевания на мелодию русской народной песни «У кота-воркота». Начиная со средней группы, дети распеваются на мелодию русской народной прибаутки «Как под горкой». А с детьми старшего возраста работа над динамическими оттенками и дикцией ведется на основе распевания русской народной песни «Андрей-воробей». На каждом занятии дети играют в русские народные игры, водят хороводы. С целью привлечения детского внимания к русскому народному творчеству – мною созданы альбомы «Русские народные песни» и «Потешки». В этих альбомах к каждой песне (помимо нотного приложения и текста) подобрана яркая красочная иллюстрация, характеризующая основную составляющую содержания песни. В альбоме «Потешки» с помощью небольшого рисунка отражается главное содержание потешки.
Начиная со среднего возраста, мною проводятся тематические занятия в комнате русского быта (по подгруппам). Система занятий в «Русской избе» включают не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара, что ещё больше раскрепощает детей.
В ходе этих занятий были организованы «Посиделки». На них под руководством Хозяйки, дети разучивали народные игры, обрядовые песни, изготавливали элементы народных костюмов (кокошники, бусы, обрядовые маски и пр.) Постепенно стало традицией приходить на «Посиделки», нарядившись в народные костюмы.
Благодаря своей простоте и мелодизму народные песни близки дошкольникам. У малышей на веселую музыку проявляется организованная двигательная активность: они начинают хлопать в ладоши, притоптывать ногами. На колыбельную музыку – затихают, покачиваются в такт музыке. Начиная с младшего возраста дети разучивают колыбельные песни «Баю, баюшки, баю», «Котик», а также поют плясовые, например: «Я на горку шла…», «Барыня». В репертуаре старших дошкольников много песен разнообразного характера. Это напевные, задушевные песни, а так же подвижные, шуточные, задорные, плясовые.
Русская народная песня формирует художественный вкус детей; обогащает словарный запас ребенка типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, девицы-красавицы, земляничка-ягодка и т. д. Исполняя частушки, дети сами аккомпанируют себе на шумовых инструментах: маракасах, ложках, трещотке, треугольнике. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах. Малыши с восторгом звенят погремушкой, прислушиваются к нежному звучанию колокольчика. В старших группах продолжается знакомство детей с русскими народными инструментами: гуслями, баяном, балалайкой... При этом каждый ребенок осознает свою значимость – ведь он артист, и от него зависит, как прозвучит та или иная мелодия.
Начиная со среднего дошкольного возраста, я провожу не только групповые занятия, но и занимаюсь с детьми индивидуально. Занятия проводятся в двух направлениях: с одарёнными детьми и с детьми, не усвоившими материал.
С детьми, не овладевшими материалом – для повышения их знаний и умений, а так же чтобы раскрепостить ребенка, сделать его эмоционально открытым, уверенным в себе. С одаренными детьми решаем более сложные задачи: разучиваем сольные вокальные номера, совершенствуем игру на музыкальных инструментах, что способствует раскрытию природного дарования, повышается качество исполнения.
В пляске, как и в песне, отражаются лучшие черты национального характера, поэтому, для разучивания различных видов танцевальных движений, начиная с младших возрастных групп, я использовала русские мелодии («Ах вы, сени», «Светит месяц»). Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор, «удаль молодецкая» в сочетании со сдержанностью, скромностью. А примером могут служить танцы, поставленные в старших возрастных группах, на мелодии «Выйду ль я на улицу», «Калинка», «Подгорная».
С большим удовольствием дети играют в народные игры: «Кот и мыши», «Курочка и цыплята», «Каравай», а также в традиционные игры «Перетягивание каната», «Два Петуха». Песни, пляски, хороводы, народные игры – все это находит свое отражение в праздниках и развлечениях. Таких как «Масленица», «Ярмарка», где ярко выражены быт, обычаи, традиции русского народа. Как показывает практика, ребенок охотно использует приобретенные навыки в сюжетно-ролевой игре, играх – драматизациях.
С целью развития художественного вкуса на занятиях широко использую костюмы, выполненные в русско-народном стиле и праздничное украшение зала. А на цикле комплексных занятий под общим названием «Ярмарка» дети познакомились с диковинками русских умельцев: Палехской росписью, Гжелью, Дымковской игрушкой.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Для инсценировки сказок в повседневной жизни я использую различные виды театров: бибабо, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки; привлекая детей к посильному участию в инсценировках, обсуждая с ними увиденное. Так, детям раннего возраста сложно произвести текст роли полностью, но они с удовольствием проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» дети изображают плач деда и бабы и т.д.
Яркие персонажи русских народных сказок в музыкальных постановках, помогают создавать художественный образ сказочных героев, передавать их характер. Так в музыкальной сказке «Куда ушло лето?» известная русская народная песня «А я по лугу» превратилась в колоритную тему Медведя «А я по лесу». А, услышав шутливые нотки знакомой мелодии «Ах вы, сени», ребенку живо представляется шутливый образ Зайчонка:
Спит под кустиком Зайчишка,
Снится зайцу кочерыжка,
Снится вкусная морковь –
Это заячья любовь!
Знакомя детей с русским народным творчеством, я решаю несколько задач:
- учу слышать и понимать музыкальную речь,
- приучаю детей выразительно передавать характер музыки, а самое главное,
- прививаю детям любовь к русской народной музыке.
РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.
Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.
Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
1. Народная песня.
2. Народная хореография.
3. Народные игры.
4. Народные музыкальные инструменты.
Рассмотрим эти аспекты подробнее.
Народная песня
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька - зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься –
Зайка трусишка.
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю, кто украл.
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.
Ходит сон по горе,
Носит дрему в руке,
Всем детишкам продает,
Нашей Кате не дает.
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка.
Сиреневая веточка.
Ах, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.
Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:
I) лирические:
1. «Пошла млада за водой».
2. «Ходила младёшенька по борочку».
3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».
4. «А я по лугу, а я по лугу».
5. «Со вьюном я хожу».
II) шутливо-комические:
1. «Комара женить мы будем».
2. «Дома ли кума воробей?»
3. «Во кузнице».
4. «Пошел козел по лесу».
III) строевые:
1. «Солдатушки браво ребятушки».
2. «Из-за леса из-за гор».
Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками - «уроки материнства».
Народная хореография
В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до сред ней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.
В средних группах уделяется внимание пластике рук в пляске и жестам – либо плавным, лирическим; либо озорным и задорным. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася», «Заинька мимо сада». Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Саши наоборот»). Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.
В старшей группе детей вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»), обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.
В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любыe плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. И это надо всячески поощрять в детях.
Народные игры
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.
В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.
В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.
Народные музыкальные инструменты
В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: игра на колокольчике похожа на «капельки дождя». При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению.
В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле: маракасы, бубен. Обращать внимание ребят на звучание отдельных инструментов: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют;
В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках). Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле. Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатия детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.
Как отмечалось ранее, формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники, развлечения и народные гуляния. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной.
Для поддержания устойчивого интереса воспитанников к народному творчеству большое внимание придаю развивающей среде. Мною были созданы:
- Альбомы русских народных песен, потешек, колыбельных;
- Картотека подвижных игр, музыкальных игр и хороводов;
- Картотека саамских народных игр, игр детей Заполярья, коммуникативных игр;
- Дидактические пособия: «Народные инструменты», «Костюмы народов России и ближнего зарубежья».
Внедряя региональный компонент в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 46 «Северяночка», дети старшего дошкольного возраста познакомились с культурой и бытом народов Севера (саамами), научились играть в саамские народные игры. В развлечении «Здравствуй, Солнце» детьми были исполнены песни «Северные пимы», «Зимушка», танцевальная композиция «Увезу тебя я в тундру». Воспитанники с удовольствием поиграли в полюбившиеся игры народов Севера: «Ловля оленей», «На оленьих упряжках», «Северный Ветер».
Заключение
Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны, и чем раньше соприкасается с ними ребёнок, тем лучше. Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2006.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007.
- Народное искусство в воспитании дошкольников: Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Ганошенко Н.И. Приобщение детей дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Н.И. Ганошенко, С.Ю.Мещерякова.- М.: , 2008;
- Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...