Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц.
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц.
1. Выработка воздушной струи.
Загнать мяч в ворота.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания:
1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Наказать непослушный язык.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка,
если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи.Кто дальше загонит мяч?
Кто дальше загонит мяч?
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Трубочка.
Описание: Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх и подуть в получившуюся трубочку. Выполнять e медленном темпе 10-15 раз.
Методические указания.
1. Постепенно удлинять выдох.
2. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2. Вырабатывать умение удерживать язык за нижними резцами.
Лопатка или блинчик (сделать язык широким).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться углов рта.
- Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык».
Почистим зубы.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, делая сначала движения языком из стороны e сторону, потом снизу вверх.
Методические указания:
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Мостик (горка)
Описание: Рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Язык должен быть широким.
Катушка.
Описание: Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, широкий язык “выкатывать” вперед и убирать в глубь рта. В отличии от упражнения “Горка” язык в форме валика перемещается вперед-назад. Выполнять e медленном темпе 10-15 раз.
Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Язык должен быть широким.
Киска сердится.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку. Удерживать e таком положении от 1 до 5, затем убрать язык вглубь рта, не отрывая от зубов кончик языка. Выполнять упражнение 5-10 раз.
Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Язык должен быть широким.
3. Следить, чтобы вдоль языка образовался желобок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация артикуляционных упражнений для свистящих звуков в игровой форме
Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению....
Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»
I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц» 1. «Покусаем язычок»Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусыват...
Комплекс упражнений на свистящие звуки
Данный комплекс упражнений подготовит артикуляционный аппарат для постановки свистящих звуков...
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ...
Буклет Комплекс №1 массаж десен и щек, упражнения для активизациии мышц языка.основные упражнения (для свистящих звуков С, З, Ц)
Массаж десен и щек. Упражнения для активизации мышц языка.Основные упражнения (для свистящих звуков С, З, Ц)...
Упражнения для свистящих звуков
Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков...