Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
материал (старшая группа)
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научить артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shipyashchih_zvukov.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
- Выработать длительную, направленную воздушную струю
Кто дальше загонит мяч?
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Фокус.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
2. Укреплять мышцы, вырабатывать подъем языка вверх. Растягивать подъязычную связку.
Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
Методические указания.
1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка,
если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи.
Лопатка или блинчик (сделать язык широким)..
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Приклей конфетку.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
- Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Лошадка. (пощелкать кончиком языка).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания:
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Беззвучно пощелкивать кончиком языка.
Цель: Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Р.
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Грибок.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Методические указания:
1. Следить, чтобы губы были e положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Гармошка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все дольше удерживать язык e верхнем положении.
Методические указания:
1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его e каждом положении под счет от 3 до 10.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Вкусное варенье.
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш, ж, ч, щ, р, л.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Чашечка.
Описание: Рот широко раскрыть. Широкий передний край языка поднять вверх, боковые края языка должны касаться уголков рта. Удерживать в таком положении под счет от 1 др 5-10.
Методические указания.
1.Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.
2.Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнениям “Лопатка”, “Фокус”.
Чашечка. (в полости рта).
- как предыдущее, только язык находится во рту и приближен к альвеолам.
Парус.
- как “Чашечка в полости рта”, только дуем на кончик языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков
Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...
Комплекс упражнений на шипящие звуки
Данный комплекс упражнений подготовит органы артикуляции к постановке шипящих звуков....
Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для шипящих звуков).
В своей работе я использую артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенк...
Комплекс упражнений для шипящих Ш, Ж, Ч, Щ и Л
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Здесь же даны рекомендации ...
Комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.
Артикуляционные упражнения для постановки шипящих звуков....
Комплекс упражнений для шипящих звуков
Гимнастика и упражнения для шипящих звуков....