Комплекс упражнений для шипящих Ш, Ж, Ч, Щ и Л
консультация по логопедии

Кутузова Валентина Владимировна

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Здесь же даны рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_dlya_shzh_ch_shch_l.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики 

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений для шипящих Ш, Ж, Ч, Щ

1.        «Построить забор»

Цель:        Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы

Описание:     Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2.        «Сделать трубочку»

Цель:        Вырабатывать движение губ вперед.

Описание:     Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3.        «Накажи непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание:  Немного   приоткрыть   рот,   спокойно   положить  язык  на   нижнюю  губу  и,   пошлёпывать   его   губами произносить звуки «пя-пя-пя», покусать зубами «ня-ня-ня». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

4.        «Вкусное варенье»

Цель:        Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Описание:    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, и делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

5.        «Грибок»

Цель:        Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:     Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая уздечка - ножку).

Комплекс упражнений для звука «Л»

1.        «Построить забор»

Цель:        Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2.        «Сделать трубочку»

Цель:        Вырабатывать движение губ вперед.

Описание:    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3.        «Наказать непослушный язычок»

Цель:        Вырабатывать умение удерживать язык широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно, не напрягая положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык под счет от 1 до 5-10.

4.        «Вкусное варенье»

Цель:        Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх и положение языка,    близкое к форме чашечки. Которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

5.        «Пароход гудит»        
Цель:            Вырабатывать подъем спинки языка.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к небу.

6.        «Пощелкать кончиком языка (как, лошадка)»

Цель:        Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

7.        «Индюк»

Цель:        Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

       Описание:  Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким          передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь. Сначала производить медленное движение, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл - бл…» (как индюк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

Комплекс упражнений на шипящие звуки

Данный комплекс упражнений подготовит органы артикуляции к постановке шипящих звуков....

Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для шипящих звуков).

В своей работе я использую артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенк...

Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

Комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.

Артикуляционные упражнения для постановки шипящих звуков....

Комплекс упражнений для шипящих звуков

Гимнастика и упражнения для шипящих звуков....