Круглый стол "Защита прав и достоинств ребенка. Как остановить жестокость"
материал
Закрепить и углубить знания родителей о правах человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol._zashchita_prav_i_dostoinstv_rebenka._kak_ostanovit_zhestokost.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА. КАК ОСТАНОВИТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
Форма проведения: круглый стол
Цели: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организация работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество.
План проведения
1. Мини-представление.
2. Беседа.
3. Педагогический всеобуч.
4. Памятка для родителей (В. Леви «Наказывая, подумай: «Зачем?») (приложение Б);
5- О наказании и поощрении.
6- Тренинг.
7- Принятие решения.
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап
- Проведение с родителями анкетирования (приложение 1) с целью определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.
- Рисование детей на тему «Моя семья».
- Подготовка мини-представления.
- Подготовка сообщения по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях».
- Подготовка памятки и материала для папки-передвижки (В. Леви «Наказывая, подумай: "Зачем?") (приложение 2).
- Подготовка памятки для родителей «Искусство быть родителями» (приложение 3).
- Подготовка карточек для самостоятельной работы «Наказание-поощрение».
2. Организационный этап
Перед началом собрания развешиваются рисунки детей
3. Мини-представление
(Под музыку в зал вбегают дети.)
Ребенок 1. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты!
Ребенок 2. Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днем. Пусть у каждого ребенка Будет светлый, теплый дом!
Ребенок 3. Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!
Ребенок 4. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтоб цветы и улыбки Друг другу дарить. Чтобы горе исчезло,
Пропала беда, Чтобы яркое солнце Светило всегда! (Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!»)
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка.
(Выходит воспитатель и читает стихотворение.)
Воспитатель.
Нет, уйду я насовсем! А то я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники припасу. Хорошо жить в шалаше И домой не хочется. Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заброшенный найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами. Буду слушать птичий свист Утром в перелеске. Только я же - футболист, А играть-то не с кем! Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе!
А. Барто
4. Этап проведения беседы
- Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
- Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
- Бывает ли у вас такое желание и настроение?
- Почему оно у вас появляется?
- Какая этому причина?
(В целях активизации родителей можно использовать прием «Волшебная палочка». «Волшебную палочку» - карандаш, фломастер, линейку - родители будут передавать друг другу. При этом им нужно будет ответить на поставленный вопрос.)
5. Этап проведения педагогического всеобуча.
Сообщение по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях»
Ведущий. Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.
Психолог. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Ведущий. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.
Психолог. Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.
1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.
К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.
2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.
4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Ведущий. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.
Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех» (обращает внимание родителей на памятки, которые они получили до начала собрания).
Памятка для родителей «Наказывая, подумай: "Зачем?"
Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
• За один раз - одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!
• Наказание — не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
• Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
• Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
• Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
Ведущий. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Психолог. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.
Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.
Воспитатель. Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные -физические наказания и ругань.
Психолог. Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.
Ведущий. Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
Воспитатель. Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях!
6. Этап самостоятельной работы «Наказания - поощрения»
Ведущий. Чтобы подкрепить желательное поведение ребенка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания. Вам предлагается задание: составить список используемых вами поощрений и наказаний (5 мин). На доске прикреплен ватман, на который записываются варианты ответов родителей, а затем подводится итог.
Например:
Используемые наказания
1. Лишить чего-либо (морального или материального).
2. Поставить в угол.
3. Обругать, пристыдить.
4. Невербальные проявления (молчание).
5. Заставить.
6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль).
7. Порицание.
8. Сравнение с другими детьми.
9. Жалоба папе (маме)
Используемые поощрения
1. Похвала.
2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнуться).
3. Подарок, награда.
4. Пойти куда-то вместе.
5. Поиграть в его любимую игру.
6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом.
7. Исполнить желание, дать сладкое.
8. Одобрить поступок.
Ведущий. «Каждый ребенок обладает правами», - сказано в Конвенции ООН. Одно из них - право на любовь и заботу.
Ведущий обращает внимание родителей на стенд с рисунками детей на тему «Моя семья», предлагает их рассмотреть. Обобщение по рисункам.
7. Этап проведения тренинга
Ведущий делит группу родителей на две половины. Одна -представляет детей. А другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.
Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают
(Упражнение разработано Е. Лебедевой и Д. Ежовым для «Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка»).
предъявлять права друг другу (проводится дискуссия). Причем каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Права родителей
1. Любить ребенка.
2. Контролировать поступки ребенка.
3. Ограничивать в излишествах.
4. Защищать своего ребенка, заботиться о нем.
5. Получать любовь, внимание со стороны ребенка.
6. Высказывать недовольство в корректной форме.
7. Давать советы.
8. Контролировать исполнение обязанностей, соответствующих возможностям ребенка
Права детей-дошкольников
1. Получать любовь и внимание со стороны родителей.
2. Выражать свое мнение в корректной форме.
3. Выбирать друзей и занятие в свободное время.
4. Кушать по желанию.
5. Высказывать недовольство.
6. Получать помощь и обслуживание (в разумных пределах) родителей
Ведущий. Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали -
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное - захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей.
8. Подведение итогов родительского собрания
Психолог. Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы! Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании?
В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Искусство быть родителями». Желаю вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Социальный педагог:
Бутаева Тасмила Аслановна
Приложение 1. Анкета для родителей
Цель: определение проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.
1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?
а) да;
б) нет.
2. Удовлетворены ли воспитанием, данным вам родителями?
а) да;
б) нет;
в) не совсем.
3. Хотели бы вы воспитывать своих детей так, как воспитывали вас?
а) да;
б) нет.
4. Какой из методов воспитания вы применяете?
а) только поощрение;
б) частое порицание;
в) метод «кнута и пряника».
5. Допускаете ли вы применение физического наказания (шлепнуть, встряхнуть)?
а) да;
б) нет.
6. Вы считаете метод физического наказания перспективным?
а) да;
б) нет.
Приложение 2. Папка-передвижка «Наказывая, подумай: «Зачем?». Семь правил для всех (В. Леви)
• Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
• За один раз - одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
• Наказан - прощен.
• Наказание без унижения.
• Ребенок не должен бояться наказания.
Приложение 3. Памятка «Искусство быть родителем»
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
2. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Приложение 4. Список литературы по проблеме правового воспитания
1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.,1995.
2. БарылкинаЛ.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе // Начальная школа. 1998. № 2.
3. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребенка. М., 2003.
4. Лиханова А. Дети и их права // Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992.
5. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. 1999. № 1.
6. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка.
М., 1997.
Книги для детей
. Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.
2. Усачев А. Приключения маленького человечка. М., 1997.
3. Шабельник Е.С. Права ребенка. М., 1997.
4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! М.,1995.
5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М., 1995.
6. Яковлева Ю. Ваши права, дети. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕГРУППЕ
кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НАПРАВЛЕН НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, НА ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ К РОДНЫМ....
Презентация защита прав и достоинства ребенка
1. Основные международные документы, регулирующие права ребёнка.2. Нормативные документы Федерального уровня.3. Права ребенка....
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА. КАК ОСТАНОВИТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
родители попробуют поставить себя на место детей, узнают какие права есть у дошкольников.проходит очень интересно....
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"
Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему. Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...