Родительское собрание " Возрастные особенности детей 4-5 лет" ( октябрь 2020 года)
консультация (средняя группа)

Гончарова Светлана Александровна

Цели

·        расширение контакта между педагогами и родителями;

·        повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

·        рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей  4 -5  лет;

·        познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы  на  новый   учебный  год;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_sr._gruppe_na_nachalo_goda.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Возрастные  особенности  детей  пятого  года  жизни»

Цели

  • расширение контакта между педагогами и родителями;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: 

  • рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей  4 -5  лет;
  • познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы  на  новый   учебный  год;

                                                               Ход  собрания:

Здравствуйте уважаемые родители!

Я очень рада приветствовать  вас! В  этом  учебном  году  наше общение  будет  проходить  дистанционно, в связи  со   сложившейся  эпидемиологической  обстановкой  в  стране.    Сегодня я  познакомлю  Вас  с  возрастными  особенностями  детей 4 -5 лет, целями  и  задачами  образовательной  деятельности в  нашей  группе  по  5  образовательным  областям.

Но прежде, мне хочется поздравить вас с очередной ступенькой в жизни вашего ребенка. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада!

С принятием ФГОС, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако это не означает, что детский сад должен научить ребенка читать и писать к моменту поступления в школу. Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель – не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Именно играя, мы и наблюдаем, и беседуем, и лепим, и трудимся.

Любые, даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.

Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищенно, чувствовал себя любимым и неповторимым. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.

И, поэтому, хочется  выразить благодарность родителям, которые активно принимали участие в жизни группы , а так же наш родительский комитет. Спасибо вам большое за помощь!

А знаете ли вы, уважаемые родители, что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

*Знакомство   с  возрастными  особенностями  детей  4 - 5 лет

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же,  есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, это  их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

  «Любознательные Почемучки»

Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.

В основу образовательной программы нашего дошкольного учреждения  легла  примерная  программа « Радуга»  под  редакцией   С.Г. Якобсон  и  Т.И.Гризик, одной  из  целью  которой  является :

Содействие полноценному психическому развитию каждого ребёнка: способствовать

  • становлению деятельности

  • сознания

  • личности.

Вопрос  к  родителям:

 - Что  такое    деятельность?

Под деятельностью в психологии понимается активность, которая побуждается

 мотивом, направлена  на достижение цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.

В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно:

  • формирование мотиваций,
  • знакомство с многообразными целями деятельности
  • овладение различными способами действий.
  • формируется способность оценки результата деятельности)        

 

А  какие  изменения  в  деятельности  можно  отметить  у  детей  пятого  года  жизни?

У ребёнка в возрасте 4—5 лет появляется то, что мы называем продуктивным целе-

  полаганием. У детей впервые появляется желание не использовать какую -то готовую вещь, а самому создать что -то новое (например, не покатать игрушечную машинку, а самому построить её из кубиков). Это новообразование означает, что до начала действия у ребёнка появляется представление о том, что он хочет сделать и что должно стать результатом его усилий. Показателем этого новообразования в деятельности является один ответ на два вопроса: «Что ты хочешь сделать?» (до начала работы) и «Что ты сделал?» (по её окончании). Совпадение ответов свидетельствует о том, что у ребёнка было предварительное представление о цели и, чтобы он удерживал его до конца работы. Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочки связанных между собой целей: чтобы играть в поезд, надо построить его из модулей и т. п.

Следующее, более сложное изменение в психологическом портрете ребёнка

 4—5 лет — это обогащение и дальнейшее развёртывание уже реализованных целей. 

Ещё одно направление в развитии деятельности детей — усовершенствование уже

 сделанной работы за счёт постановки дальнейших целей.

Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценно-

 сти, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи.

 Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры.

 Содействие становлению сознания включает в себя работу по:

  • развитию речи,
  • познавательному развитию ребёнка;
  • интеллектуальному развитию ребёнка ( включая формирование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления);
  • становлению морального сознания и системы ценностей.

Сознание. Новообразования в развитии сознания детей проявляются в том, что на

 пятом году жизни дети способны в своём познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с данного возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии детей.

Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов

 ребёнок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве — столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также интересуются жизнью динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают и истории из жизни воспитателей или других людей.

 К 4 годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения.

Моральные представления.

В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле.  Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам.

        

Личность.   В психологической науке на сегодняшний день насчитывается более десятка определений понятия «личность». За основу работы над программой взято представление о личности как системе трёх основных отношений человека:

  • к окружающему миру (бережное отношение к продукту труда людей;

 уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства.

  • к другим людям (отношение к взрослым и отношение  к сверстникам)
  • к самому себе (формирование образа Я,  самооценки, образа своего будущего)

 Вот  на  эти  три  психологические  характеристики  мы  будем  опираться  при  знакомстве  с  возрастными  особенностями  детей  4-5  лет.

У  детей  пятого  года  жизни можно  отметить такие  изменения  в  личности :  

 Личность.

Для становления личности очень важным является формирование в пси-

 хике ребёнка созидательного отношения, выражающегося в стремлении создавать

 что то нужное, интересное и красивое. 

 Расширение объёма знаний и кругозора ребёнка служит почвой для возникновения

 познавательного отношения к миру, бескорыстной потребности в знаниях. Отношение к взрослому.  

В этом возрасте взрослый нужен ребёнку прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как  возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.

 Отношение к сверстникам.  

Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы

 становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те

 дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.

 Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные

 черты характера ребёнка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие не-

 правильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные прояв-

 ления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность

 и принимайте каждого ребёнка независимо от его поведения. Оценивайте поступок, а не личность в целом.

* Знакомство  родителей  с   задачами  образовательной  работы (целевыми  ориентирами)  на  новый  учебный  год.

Образовательный  процесс  в  ДОУ  организован  по  5  образовательным  областям:

  • Социально – коммуникативное  развитие
  • Познавательное  развитие
  • Речевое  развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое    развитие

Каждая  образовательная  область  решает  свои  образовательные  задачи  на  данном  возрастном  этапе. Давайте,   проследим  вместе  с  Вами,   какие  задачи  стоят  по  каждой  образовательной  области  в  этом  году,  и  узнаем, какие  формы  работы  с  детьми  мы  используем  в  детском  саду  для  их  реализации. Но  без  Вашей  помощи  решить  эти  задачи  мы  не  сможем.  Поэтому  давайте  познакомимся  с  тем, какую  работу  с  детьми  необходимо  осуществлять  дома  и      как  вы  можете  стать  активными  участниками  образовательного  процесса  в  ДОУ.                                                              Социально-коммуникативное развитие

Задачи  образовательной  деятельности  с  детьми

Формы работы  с  детьми в  ДОУ по  реализации  задач

Помощь  родителей  в  реализации  поставленных  задач

  • Помогать ребёнку овладевать  различными способами достижения собственных целей. Формировать установку на получение качественного результата и преодоление

частных неудач, неизбежных в процессе его получения.

  • Закладывать  основы  морального  поведения
  • Дать широкие социальные представления о труде человека — в быту, в природе, о профессиях.
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность:
  • Закладывать  основы  бережного  и  заботливого  отношения  к  окружающему  миру
  • Ритуалы режимных моментов (приветствие утром , вечером прощание, ритуал укладывания спать ,трапезы, празднования дня рождения).
  • Традиции жизни группы. «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Вечерний  круг»
  • Самообслуживание
  • Общий и совместный труд
  • Чтение  художественной  литературы
  • Неделя  безопасности
  • Сюжетно – ролевая  игра
  • Фотолетопись  жизни  группы-

Портфолио «Наша группа»

  • Участие  в  подготовке  и  проведению  с  детьми праздников

Новый  год, 8  Марта

  • Работа  с  портфолио : странички «Семейные  увлечения», «Моя  семья»,
  • Выставки  поделок, сделанных  совместно  с  детьми «Мастерская  Деда  Мороза»
  • Акции «Украсим  группу  к  Новому  году», «Наша  клумба  лучше  всех»
  • Изготовление  макета «Дорога»

Речевое развитие

Задачи  образовательной  деятельности  с  детьми

Формы работы  с  детьми в  ДОУ по  реализации  задач

Помощь  родителей  в  реализации  поставленных  задач

  • Формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах);
  • Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;
  • Обогащать  словарь
  • Формировать грамматический строй речи
  • Развивать произносительную сторону речи, фонематический  слух
  • Способствовать формированию связной речи детей.
  • Формировать интерес к книге и художественной литературе;

  • Чтение  художественной  литературы, фольклора  и  беседа  по  прочитанному
  • Артикуляционные гимнастики, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.
  • «В этот вечер у нас» (общение воспитателя с детьми на основе худ.лит.)
  • Словесные  речевые  игры
  • Ситуативный  разговор  с  детьми
  • Рассматривание  картин  и  беседа  по  их  содержанию
  • Показ настольного театра
  • Разучивание стихотворений, считалок
  • Использование  разных  видов  театра
  • Создание  «Копилки  слов»
  • Дидактические  игры на  развитие  речевого  дыхания «Поддувалочки»
  • Разучивание  стихов  к  праздникам- Новый год,   8  Марта
  • Создание  тематических  выставок  художественной  литературы
  • Конкурс  чтецов
  • Изготовление  различных  видов  театра- настольного, пальчикового

Познавательное развитие

Задачи  образовательной  деятельности  с  детьми

Формы работы  с  детьми в  ДОУ по  реализации  задач

Помощь  родителей  в  реализации  поставленных  задач

  • Расширять представления детей о целях и способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд, мир увлечений);

  • Приобщать детей к элементарной исследовательской деятельности и наблюдениям за окружающим.
  • Расширять кругозор

на базе ближайшего окружения

  • Развивать  представления  о  мире  человека, о  мире природы
  • Формировать  отношение  к  окружающему  миру
  • Способствовать индивидуальной дифференциации интересов детей;
  • Формировать представления

о числах первого десятка

  • Осваивать счёт в пределах 10;
  • Знакомить с цифрами;
  • Осуществлять сериацию из трёх предметов
  • Дать представление о форме предмета; о геометрических формах
  • Учить практическим приёмам сравнения по размеру;

  • Прогулки, наблюдения
  • Экспериментирование
  • Традиции   «Наши добрые дела», «Встреча с интересными людьми»
  • «Математический театр в коробке» Коллажи.
  • Строительно-конструктивные игры
  • Дидактические, настольные  игры
  • Экскурсия
  • Рассказ
  • Беседа
  • Создание коллекций
  • Чтение  и  рассматривание энциклопедий
  • Рассматривание  иллюстраций, альбомов
  • Числовые  фризы
  • Создание  альбома «Все  работы  хороши»
  • Работа  в  уголке  природы
  • Чтение  познавательных  сказок

  • Работа  с  портфолио: -«Профессия  папы», «Профессия мамы», «Моя  коллекция», «Наши  комнатные  растения»
  • Создание коллекции: «Пуговицы», «Нитки»
  • Альбомов: «Мы  помощники  большие», «Витаминная  семья»,
  • Традиции «Наши гости»,  «Встреча с интересными людьми»
  • Выставка  изделий  из  стекла

     Художественно-эстетическое развитие

Задачи  образовательной  деятельности  с  детьми

Формы работы  с  детьми в  ДОУ по  реализации  задач

Помощь  родителей  в  реализации  поставленных  задач

  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности

детей в течение дня.

  • Поддерживать замыслы детей и помогать найти способы их реализации;
  • Стимулировать стремление улучшать работу, возвращаясь к ней спустя какое-то время.
  • Знакомить с жанрами изобразительного искусства и музыки;
  • Содействовать накоплению у детей эстетических впечатлений от созерцания природы.

  • Полочка  красоты
  • Гора  самоцветов
  • Праздники
  • ОД (рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта
  • Выставки репродукций произведений живописи
  • Проблемная ситуация
  • Конструирование из песка
  • Самостоятельная изобразительная деятельность

  • Создание  персональных  выставок  детских  рисунков
  • Полочка  красоты
  • Тематические  выставки  рисунков: «Самый  лучший  папа  мой» (папин  портрет), «Что  такое  хорошо, и  что  такое  плохо», «Весна»»Как  я  маме  помогаю»

Физическое развитие

Задачи  образовательной  деятельности  с  детьми

Формы работы  с  детьми в  ДОУ по  реализации  задач

Помощь  родителей  в  реализации  поставленных  задач

  • Развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также

удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня.

  • Формирования основ культуры здоровья
  • Продолжать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье
  • Расширять представления о правилах безопасного поведения; закреплять осторожность поведения в быту, на природе, на улице
  • Давать представление о спорте как особом виде человеческой деятельности
  • Утренняя  гимнастика
  • Ритмика
  • Физкультминутки
  • Подвижные игры  и  игровые  упражнения  на  прогулке
  • Корригирующая и дыхательная гимнастика после сна
  • Физкультурные досуги и развлечения
  • Неделя   здоровья
  • Физкультурное  занятие
  • Беседы
  • Рассматривание  альбомов, иллюстраций
  • Двигательная  активность  в  течении  дня
  • Работа  с  портфолио – страничка  «Семейные  увлечения»

*Дальнейший план нашего с вами сотрудничества вы можете посмотреть на стенде в раздевалке группы. Если у вас есть дополнения к плану можете свои предложения озвучить педагогам группы.

А наше путешествие в страну Знаний продолжается. Надеемся на  дальнейшее сотрудничество с вами и вашу помощь детям!

6. Памятки  для  родителей

В  нашем  детском  саду  начинает  работать  в  этом  учебном  году  психолого – педагогический  консилиум (ППК) . С  целями   и  задачами  консилиума  Вы  можете  ознакомиться  в  памятке  для  родителей.

7. Разное  (посещаемость, оплата, д/з, спортивная  форма)

Спортивная  форма

Еще  раз    напоминаем  Вам, уважаемые  родители, о  необходимости  обеспечения  каждого  ребенка  спортивной  формой (футболка  оранжевого  цвета, черные  бриджи  и  спортивная  обувь  на  белой  подошве)  для  проведения  образовательной  деятельности  по  физической  культуре.

Приём  детей

Приём  детей в  детский  сад осуществляется до 8.20.Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов. Если, по какой-то причине,  вы опоздали, предупредите , пожалуйста,  воспитателя.

Квитанции за детский сад

Квитанции за детский сад оплачиваются до 20 числа каждого месяца.

Правила  для  родителей

Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 16 лет. Воспитатель имеет право не отдавать ребёнка в этих случаях. Если детей забирают бабушки и дедушки – принести ксерокопии документов.

Продолжая наше собрание, хотим  напомнить Вам о правилах безопасности. Это и правила личной безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, ну и конечно не забывайте о терроризме. В детском саду осуществляется    пропускной  режим. Будьте примером для своих детей.

Каждое  утро     родителям,    приводя  детей  в  детский  сад,   необходимо  одевать  медицинские  маски. Родителей   без   масок   в  детский  сад  пропускать не будут. При  входе,  детям   и  взрослым  осуществляется  термометрия, данные  которой  заносятся  в  журнал  утреннего  фильтра  группы. В  приёмных  помещениях  группы  имеются  антисептики  .

Девочкам необходимо принести индивидуальную  расческу.

Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада. Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.

Родительский  комитет  группы

Все  координационные  вопросы  взаимодействия  педагогов  и  родителей  осуществляет  родительский  комитет  нашей  группы, состав которого оставим прежний.

Всех  желающих  им  помочь  будем  рады  приветствовать!

Если  у  Вас  возникли  вопросы  будем  рады  на  них  ответить  в  индивидуальной  беседе.

В  связи  со  сложившейся   ситуацией  по    короновирусу     в  стране  и  посёлке   все   мероприятия, проходящие  в  детском  саду  и  в  нашей  группе  будут  проходит  без  непосредственного   присутствия  родителей. Мы    обращаемся  к  Вам  за  помощью  в  организации, подготовке  детей  и  атрибутов   для  проведения  групповых  праздников  и  развлечений. Отчёты по  проведённым  мероприятиям  и  праздникам  будет  выставляться  на  сайте  педагогов  в  виде  фотоотчётов  и  размещения  сценариев  праздников. Все  консультации  и  объявления  для  родителей  будут  размещаться  дистанционно. Адреса  сайтов  педагогов  группы  для  взаимодействия  и  общения:

Гончарова С.А. : https://nsportal.ru/goncharovas-2020 

Муравьёва Е.И. :  https://nsportal.ru/muravyova-e-i-0 

Спасибо  Вам, уважаемые  родители, за  Ваше   понимание  и  терпение! Желаем вам успехов  и надеемся на взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание возрастные особенности детей 3-4 лет(2019-2020)

Родительское собрание возрастные особенности детей...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы."

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения....

Родительское собрание "Возрастные особенности детей четвертого года жизни"

Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоциона...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Современный ребёнок на пороге школы»

Собрание способствует установлению партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения....

Буклет к родительскому собранию «Возрастные особенности детей 6 -7 года жизни. Современный ребёнок на пороге школы»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....