Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
консультация (подготовительная группа)
Готовность к обучению в школе – является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и дошкольном учреждении.
Родители в основном ориентируются на параметры специальной готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu_r.s._podgotovitelnaya_gruppa.docx | 81.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 53
г. Подольск
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Педагог-психолог
Кацевалова Н.А.
2019- 2020 уч.г.
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе
«Скоро в школу»
Цель: развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
Задачи:
• познакомить родителей с работой психолога в подготовительной к школе группе;
• привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;
• определить, что входит в понятие «психологическая готовность к школе»;
• вовлечь родителей в процесс анализа возможных будущих трудностей их детей;
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатель, педагог-психолог.
Оборудование и материалы: памятки для родителей будущих первоклассников.
Ход выступления.
1. Организационный момент. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Хочу Вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу. Меня зовут Кацевалова Наталья Александровна, я педагог-психолог. Я хотела. рассказать вам как будет строиться моя работа с вашими детьми и обратить ваше внимание на некоторые моменты психологической готовности к школьному обучению.
В этом учебном году я буду продолжать работу, которая велась Ольгой Владимировной. Я планирую дальнейшее проведение групповых психологических занятий на развитие инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников6-7 лет. Занятия будут проводится во второй половине дня во вторник с 15.45 до 16.15. Также будет проводиться групповая диагностика психологической готовности детей к школе. При необходимости индивидуальное углубленное исследование детей, которые не справились с групповыми заданиями. На следующем родительском собрании я познакомлю вас с результатами этой диагностики и дам рекомендации по подготовке к школе. По результатам диагностики будут сформированы подгруппы для коррекционно-развивающих занятий. Надеюсь на активное сотрудничество с Галиной Александровной и Екатериной Викторовной, учителями дефектологами и вами, родителями.
По всем интересующим вас вопросам можете обращаться ко мне в понедельник или четверг с 17.00 до 18.00. Если вам нужно срочно встретиться, а время вас не устраивает, найдите меня и мы договоримся об удобном для вас и меня времени в частном порядке. Я нахожусь в учреждении с 8 утра до 6 вечера понедельник, вторник, четверг и пятницу. Мой кабинет расположен в противоположном крыле на втором этаже в спортивном зале. Может быть у вас есть какие-то пожелания, рекомендации для меня или вопросы.
2. Сообщение «Психологическая готовность к школе».
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь — это, прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу? - столкнулись с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе на завтрак будут давать вкусные сырки.
- В школе у меня появятся новые друзья.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа — это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Упражнение «Парад мнений».
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы.
Содержание: Ведущий задает вопрос: Как вы думаете, что необходимо вашему ребенку, чтобы быть успешным в школе? Т.е., какими качествами должен обладать на ваш взгляд «идеальный» первоклассник? (3-5минут)
Психолог: Я хочу предложить Вам познакомиться со списком качеств, необходимых для успешной адаптации и обучения в школе. (Раздаю родителям список социальных компетенций старшего дошкольника 5-7 лет, выслушиваю мнения родителей).
Готовность к обучению в школе – является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и дошкольном учреждении.
Родители в основном ориентируются на параметры специальной готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Прошу вас обратить внимание на эту схему (психолог комментирует схему готовности к школе).
Психологическая готовность к школе является одной из составляющих общей готовности к школе, которая включает в себя: физическую и психологическую готовность. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Компоненты психологической готовности | Содержательная характеристика | |
Личностная готовность | Эмоционально-волевая готовность | Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Ø Эмоциональная устойчивость. Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы. Ø Умение систематически выполнять задания. |
Мотивационная готовность | Ø Принятие новой социальной позиции. Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Ø Развитие познавательных критериев, любознательности. Ø Развитие желания ходить в школу. Ø Произвольное управление своим поведением. Ø Потеря «детскости», непосредственности | |
Коммуникативная готовность | Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Ø Развитие потребности в общении. Ø Умение подчиняться правилам и нормам. Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. | |
Самооценка | Ø Сформированность не боязни трудностей. Ø Объективность самооценки. | |
Интеллектуальная готовность | Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании. Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности. Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Ø Логическое запоминание. Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Ø Развитие фонематического слуха |
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а формируются постепенно, начиная буквально с момента рождения в таких видах деятельности как:
- в игра,
- в труд,
- рисование;
- конструирование;
- в общении со взрослыми и сверстниками,
- в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения).
Именно в них впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются взаимоотношения между детьми. Это происходит при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают навыки.
3. Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?
В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников:
- Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.
- Заниматься надо с ребёнком в непринужденной, игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению новыми знаниями и умениями;
- Важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги.
- Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.
- Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
- Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
- Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
- Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
- Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!) Сравнивайте его достижения с его же предыдущими результатами.
- Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными.
- А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.
4. Заключение.
В заключении отмечу, что ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он:
• Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
• Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
• Умеет общаться и работать в коллективе.
• Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.
• Стремится к самосовершенствованию.
А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент.
5. Рефлексия.
Психолог: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Вопросы…
Спасибо за внимание!
Список литературы.
- Бабаева Т. И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993 — 128 с., ил.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2000. — 184 с. (Руководство практического психолога).
- Ковалёва Е., Синицына Е. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист-Нью, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе
Выступление педагога-психолога на родительском собраниив подготовительной группе....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИв подготовительной группе«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»...
Выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе на тему: «Готовность ребенка к школьному обучению»
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте описан ход родительского собрания в подготовительной к школе группе. Раскрыты особенности возраста детей 6-7 лет. Даны рекомендации родителям для качественной подг...