Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОО.
статья

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Владыкина Вера Владимировна

ГБДОУ №23

Василеостровского района 

Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОО

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания, полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.

Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии: учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками», публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л.Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ», проектный метод в музыкально-ритмической деятельности работы И. Ю. Жуйковой.

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное» управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования.

Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, спортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.

В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода, можно определить следующие этапы реализации проектов:

- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА,

- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ,

- ЧЁТКОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ,

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ШАГОВ (Этапы) ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ,

- СОСТАВ УЧАСТНИКОВ (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты,

- ВИД

творческий: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде праздника.

исследовательский: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книги, альбомов, выставок.

игровой: с элементами творческих игра, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,

информационный: дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы (оформление группы, уголков и т.д.)

КЛАССИФИКАЦИЯ

по характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

по характеру содержания: ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир, ребёнок, общество и его культурные ценности,

по характеру участия: ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата,

по срокам реализации: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности

- ОТВЕТСТВЕННЫЕ,

- СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА – СХЕМЫ ПРОЕКТА

- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИИ,

- РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

- РАЗВИТИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

- ВЫБОР СРЕДСТВ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ.

- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА,

- АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,

- ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

- ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА,

- ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИИ ИЛИ ЗАКРЫТИИ.

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме:

- индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу,

- печатных консультаций по теме проекта

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь.

На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками проекта (дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке проекта). Таким образом, основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей.

Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого мышления;

4. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития музыкальных способностей:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух);

3. Развитие музыкальной памяти, музыкального мышления;

4. Развитие координации слуха и голоса;

5. Развитие координации движений.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОУ в соответствии с ФГОС

Данная публикация предназначена для музыкальных руководителуй  и воспитателей ДОУ с целью ознакомления их с проектной деятельностью по музыкальному развитию старших дошкольников...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.Успешно эти задачи ...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...