Экономическое воспитание в семье
консультация (младшая группа)
Экономическое воспитание в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie_v_seme.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 комбинированного вида “Земляничка”
Экономическое воспитание в семье
Выполнила: Пак А.С
г.Новосибирск 2019
Часто ли ребенок произносит слова: «Я хочу!»
Чаще всего это происходит тогда, когда дело касается развлечений, сладостей, игрушек.
Желание получить все мгновенно возможно не всегда, иногда по этическим соображениям, иногда по причине временного безденежья.
Тогда ребенок может обидеться, громко кричать или долго плакать.
Как правильно поступить родителям в подобной ситуации; более того – как это связано с экономикой?
Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи
Личный социальный, а тем более экономический опыт детей существенно ограничен, поэтому задачей родителей является создание таких воспитательных ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта, формированию нравственно-экономических привычек.
Несколько практических советов родителям, которые стремятся воспитать социально-адаптированных в современных экономических условиях детей:
1. Рассказывайте детям о своей работе.
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Работа должна не только нравиться, она должна «кормить».
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
Ребенку нет необходимости вникать во все нонсенсы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи; малышу нужно объяснить, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями.
3. Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа; он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
Слушая детские «Я хочу!», почаще спрашивайте «А зачем тебе это?». Дети должны стремиться удовлетворить свои потребности, в том числе и материальные, (например, покупки); вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.
5. Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, какие можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научиться беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушки, книги, одежда и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет приемлемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение: дети убеждаются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, позволяет дарить радость друг другу.
Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хозяйства» (А.Д.Шатова). Однако напомним: в воспитании все хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчивым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережливым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчивости, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.
Среди методов формирования нравственно-экономических качеств необходимо использовать те, которые обеспечивают формирование осознанного отношения к качеству, вызывают положительные чувства, эмоции, обеспечивают нравственное поведение с проявлением сформированного качества. На практике к ним можно отнести методы, разработанные А.Д.Шатовой, А.А.Смоленцевой, Е.В.Смирновой, М.И.Милевской, О.В.Дыбиной и др.:
чтение художественной литературы, в частности народных и авторских сказок, которые дают возможность выказать положительное отношение к смекалке, изобретательству, щедрости, в то же время, осудить расточительность и жадность. Способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, расчетливости («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка», « Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского и др.);
просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов, видеофильмов («Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», «Винни-Пух и все-все-все» и др.);
анализ пословиц и поговорок, выражающих коллективный ум, опыт, народную мудрость («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Без ума торговать – только деньги терять», «Без расчета жить – себя погубить», «Чтобы хорошо торговать – надо уметь рассуждать», «Всякое суждение любит рассуждение» - расчетливость; «Денежка рубль бережет», «Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил» - экономность; «Не деньги богатство – а бережливость и разум» - бережливость; «Неправедно нажитое боком выйдет» - честность; «Под лежачий камень вода не течет» - трудолюбие и др.). Пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей;
этические беседы на тему полезности, необходимости, преимущества владения тем или иным нравственно-экономическим качеством («Хорошо или плохо быть расчетливым», «Почему нужно быть бережливым», «Что я могу экономить в детском саду, дома?» и др.);
задания на определение нравственно-экономического качества («барсук носил несколько лет свои башмачки, а выглядели они как новые» - бережливость; «зайчики выключали воду и электротерки, как только заканчивали обработку овощей» - экономность; «Михаил Потапович так хорошо продумал свою работу, рассчитал необходимые материалы, затраты, что получил в два раза больше мебели за одно и то же время» - расчетливость);
игры-путешествия в прошлое предметов, в ходе которых детям раскрывают многообразие рукотворного мира, творческой деятельности человека, бережливого и экономного использования продуктов труда (происхождение лампочек, карандаша, бумаги, одежды, куклы и др.);
сюжетные игры производственной тематики, в ходе которых дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств («Бюро добрых услуг», «Прачечная», «Кондитерская», «Няня» и др.);
собственная деятельность детей – игра, труд, художественная деятельность, которые свидетельствуют о проявлении сформированных качеств в поведении детей («Подарок маме собственными руками», «Мамин помощник») и др.
Кроме того, необходимо в семье организовывать:
- беседы на тему: «Наше домашнее хозяйство», «Полезные привычки», «Бюджет нашей семьи», «Безотходная технология», «Как приходят вещи в дом?»;
- составление и отгадывание кроссвордов, ребусов, пословиц, поговорок нравственно-экономическогохарактера;
- реклама «Мамины пироги», «Бабушкины носки» и др.;
- распределять обязанности детей в семье;
- приучать в семье экономить свет, воду; чинить старые вещи; контролировать время;
- привлекать детей к покупкам продуктов питания;
- вести учет израсходованных денег (деньги на личные расходы) и др.
В заключении хотелось бы отметить, что процесс формирования нравственно-экономических качеств осуществляется в течение всей жизни ребенка. Это позволяет ему адаптироваться в обществе, достигать экономического благополучия, социального успеха на нравственно-экономических, ценностно – смысловых основах, заложенных прежде всего в семье.
Список Литературы:
Кривовицына, М. М. Формирование экономического воспитания дошкольников посредством игры /
М. М. Кривовицына. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. — 122 с. Сидякина, Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории /
Е. А. Сидякина. — Тольятти: НаукаПолис, 2017. — 41 с. Субанов, Т. Т. Особенности требований к вопросу по экономическому воспитанию дошкольников при подготовке педагогов в вузах /
Т. Т. Субанов. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. — 69 с. Ханова, Т. Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте /
Т. Г. Ханова. — Воронеж: Экологическая помощь, 2018. — 31 с.
Шатуева, З. Т. Организация экономического воспитания дошкольников / З. Т. Шатуева. — М.: Спутник-Плюс, 2014. — 55 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Содержание экономического воспитания в семье".
Экономика в детском саду....
Проблемы экономического воспитания в семье
Совместный труд в семье позволяет удовлетворять потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность о...
консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"
Создание в семье благоприятных условий для формирования экономического воспитания и развитие качеств, имеющих экономическую основу....
Консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"
Консультация для родителей "Экономическое воспитание в семье"...
Статья "Экономическое воспитание в семье"
Цель данной статьи - привлечь внимание родителей к необходимости экономического воспитания дошкольников....
«Экономическое воспитание в семье».
В современных условиях рыночной экономики одной из актуальных проблем является становление ценностных ориентаций подрастающего поколения, поиск путей, методов воспитания у детей нравственно-ценностног...