Золотые правила воспитания и развития детей
статья
Предварительный просмотр:
Золотые правила воспитания и развития детей
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости. Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Не советуем давать ребенку книжки с примитивными картинками, думая, что он не поймет более сложного языка живописи. Знакомьте ребенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующая эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Да и то, скорее всего, запомнили его со слов мамы или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатление и опыт, полученные в детстве, становятся частью основания сформировавшейся личности. Известно, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в нашем сознании.
Общение ребенка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша - это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа — значит лишать его с самого начала общения.
Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное
влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, дисках, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение - продукт среды, в которой растет ребенок.
♦ Не пропускайте дефекты в произношении слов Вашим ребёнком. Повторите за малышом «непослушное» слово я ясно и чётко. Попробуйте предложить произнести слово ещё раз. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.
♦ Помогите ребёнку освоить родной язык. Сопровождайте свои повседневные действия словами: «Смотри, я подметаю пол на кухне веником».
♦ Не читайте ребёнку длинных «лекций». Делайте в разговоре паузы, чтобы он мог ответить. Отвечайте на все его вопросы.
♦ Читайте ребёнку вслух (сказки, стихи, потешки, загадки).
♦ Разучивайте небольшие простые стихотворения.
♦ Рассказывайте ребёнку короткие истории.
♦ Не оказывайте давления. Требования типа «Скажи: ка-ша!» в конце концов могут привести к отказу говорить.
♦ Поддерживайте развитие слуха у ребёнка: обращайте внимание на шум, например, звук звонка – телефонного или дверного, газонокосилки или трактора и сообща выясняйте источник.
♦ Ни в коем случае не поправляйте ребёнка, повторяя неправильно произнесённое им слово. Если ребёнок говорит «та кока», подтвердите: «Да, там бежит кошка». Ребёнок сразу почувствует, что его поняли, и вместе с тем услышит правильно произнесённую фразу.
Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.
Для маленького ребенка важно: развивать речь ребенка, научить его читать и писать, научить его играть, научить изготавливать игрушки, воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обучить детей порядку одевания и раздевания, обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями, осуществлять простые виды трудовой деятельности, в том числе по уходу за животными и растениями, учить составлять рассказы из личного опыта, разучивать небольшие стихотворения, знакомить с планетами Солнечной системы. Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать, развивать эмоциональный мир. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. Способность младенцев к усвоению информации велика. Запоминая сказки и песенки при их неоднократном повторении, дитя отдает предпочтение одной из них, при этом задает бесконечные вопросы по ее содержанию. Он запоминает наизусть полюбившуюся ему сказку и на ее материале удовлетворяет свое любопытство. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно повторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение в этом возрасте - лучший способ развития интереса ребенка.
Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию, нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма.
Задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенку захотелось рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.
Интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает. А любопытство ребенка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребёнок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
Положительно или отрицательно Вы сами реагируете на слово «учиться»? Какие ассоциации оно вызывает? (Учеба в сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А она должна сочетаться с удовольствием, только тогда можно достигнуть больших успехов.)
Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (игра) Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.
Как вы считаете, сколько игрушек — много или мало — должно быть у ребенка?
Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего маленький ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители, например кусок дерева или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Лучше всего для игры ребенку предлагать разнообразные предметы — жесткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Лучше всего разборные игрушки, соответствующие его возрастным возможностям, позволяющие ребенку включаться в движения: трогать, двигать, расстегивать открывать и т.д. Затем все эти навыки пригодятся ребенку в жизни.
Игра развлекает, развивает, обучает, воспитывает.
• Учит подчиняться правилам. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра приучает детей подчиняться определенным законам и нормам, согласовывать свои действия.
• Воспитывает чувства. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, и в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В это время формируются моральные качества, ответственность за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, умение сопереживать и справедливо разрешать спорные вопросы.
• Готовит к труду. У детей в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. Хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяют усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
• Стимулирует творчество. Свои впечатления, мысли, чувства дети при помощи различных средств воплощают в тех или иных видах деятельности, которые имеют между собой много общего. Так, можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой творческого воображения: нужно найти себе роль, представить, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем «отправиться в полет», необходимо придумать, каким будет самолет, и изготовить его по строго определенному проекту.
Как вы считаете, что лучше для ребенка — вседозволенность, или строгость в воспитании?
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда, ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, — ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются; к обществу, они более уравновешенны и добры.
Черты лица передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополучных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений».
Все хорошее и плохое в детях — результат воспитания с самого их
рождения.
Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Помните это и в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает - он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Из двух методов воспитания — поощрение и наказание — какой Вам кажется наиболее действенным? Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
♦ Обязательно хвалите за то, что далось с трудом, для чего ребёнку пришлось постараться. А вот за то, что далось даром, не стоило усилий – хвалить не стоит.
♦ Необходимо давать ребёнку чувствовать, что он любим, что у него есть положительные качества.
♦ Нельзя ставить знак равенства между ребёнком и поступком. Оценивайте только действия, но не личность. Малыш должен быть уверен, что он хороший. Лучше сказать: «Хорошо нарисовал», «плохо убрал игрушки», - вместо: «Умница» или «неряха». Давайте учить ребёнка адекватно оценивать себя и отделять собственную «личную» ценность успехов или неудач.
♦ Безусловно, стоит хвалить, если ребёнок смог сделать что-то лучше, чем раньше. Но сравнивайте его только с самим собой, а не с другими (включая любые нормативы).
А.Макаренко писал: «Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности».
♦ Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. Помните, что лучше договориться с ребёнком.
♦ Наказывая ребёнка, используйте наказания не часто.
♦ Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
♦ Никогда не приводите в пример других детей.
♦ Не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, не давайте ему унизительных прозвищ.
♦ Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребёнок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего всё вместе.
Нужно ли шлёпать ребёнка?
В 99 % случаев порка – есть результат приступов родительского гнева. Она не является попыткой воспитать или научить чему-то ребёнка. Это всего лишь вспышка злости родителя, потерявшего контроль, не знающего что делать, и желающего отомстить, причинив ответную боль. Многочисленные исследования доказали, что применение физической силы способствует развитию у детей тревожности, низкой самооценки и агрессивности.
Должны ли дети извиняться?
Это трудный вопрос. Если вы просите детей извиняться, и этот порядок действует — отлично. Однако не забывайте, что многочисленные извинения есть не более чем проявление лицемерия. Требование извиниться — всего лишь часть наказания, а не полезный опыт сострадания и сожаления.
Например, два ваших сына затеяли драку. Вы прекращаете ссору и требуете у детей извиниться друг перед другом. Старший мальчик смотрит на младшего и с ухмылкой на лице произносит: «Извини». В его тоне звучит сарказм и вымученность. Было ли это искренним извинением? Конечно, нет. Его реплика послужила продолжением ссоры и драки, только на вербальном уровне. Как только вы повернетесь к ним спиной, они снова устроят потасовку.
Если вы настаиваете на извинениях, убедитесь, что не просите при этом детей лгать. Главное, чтобы ребёнок осознавал за что он просит прощение и старался так больше не делать.
Золотые правила воспитания
1. Будьте большим другом ребенка, «проводником» в этом многогранном мире. С самого начала относитесь к нему как к равному. Маленький человечек пришел в новый, неизведанный мир, он еще не умеет управлять своими чувствами, желаниями. Помогите ему в этом не силой, а сотрудничеством: где-то отвлеките кроху, где-то просто не обратите внимания на конфуз.
Невозможно предугадать все ситуации, которые случаются с Вами и Вашим малышом, но применение силы на самый-самый крайний случай. Так как ничего, кроме физического и морального ущерба, ребенку это не принесет.
2. Уважайте личность малыша, его интересы и желания. Относитесь к нему как к личности. Конечно, дети иногда специально испытывают родителей своим неадекватным поведением. Но в этом случае важно отреагировать на происшедшее. Главное — остаться спокойным, не давать эмоциям захлестнуть разум.
3. Поэтому следующее правило — терпение и еще раз терпение к своему маленькому человечку. Например, Вы пришли с работы усталая, и у Вас нет никакого желания играть со своим чадом. Ребенок в знак протеста скидывает все со стола и смотрит на вас. Не кричите, а спокойно объясните, что мама пришла с работы усталая, голодная, и предложите ему поиграть с вами… в ресторан. Вы будете поваром, а он — помощником повара. Но сначала надо поставить все, что уронил на место. А после еды можно поменяться ролями.
4. Будьте искренни с ребёнком. Даже если он совсем ещё мал, не бойтесь,
что кроха не поймёт всех ваших слов. Тон разговора, интонацию речи и,
конечно, вашу мимику он обязательно уловит и прочувствует.
5. Занимайтесь со своим малышом. (Помните: вы оттолкнете его от себя сейчас, он оттолкнет вас потом, в более трудный для него и для вас период.) Рисуйте, лепите, играйте, читайте ему, общайтесь, гуляйте, шалите — все делайте вместе. Наверное, у каждого взрослого остались приятные воспоминания детства, когда родители занимались только Вами, совместно играя во что-то.
6. Не отталкивайте ребенка от себя, когда заняты домашними делами.
Пусть поначалу он будет только мешать. Но потом методом проб и ошибок Вы поймете, что Ваш помощник делает с наименьшими жертвами для дома. Например, кроха может:
♦ вытереть пыль;
♦ сервировать стол;
♦ вынуть постиранное белье из стиральной машины;
♦ «снимать пробу» с продуктов при приготовлении пищи (овощи, фрукты);
♦ убрать игрушки.
7. Больше общайтесь с малышом. Пусть ваш разговор будет похож на дружескую беседу. Но не отступайте от своих слов: что пообещали — выполните. И тогда в будущем ваш ребенок тоже не станет бросать слов на ветер.
8. Чаще хвалите ребенка. Психологи считают, если постоянно кричать, ругать малыша, то, когда вырастет, он сам станет кричать и уже Вас ругать. А если постоянно его одергивать, то будет неуверенным и нерешительным.
9. Доверяйте крохе. Можете утвердительно ответить на вопрос, уверены ли вы в своем малыше? Если вы ответили «да», то все идет как надо, а если ответили «нет», то спросите себя: «В чем именно я не уверена?» Может быть, он еще что-то не освоил для себя, тогда помогите ему в этом.
10. Прислушивайтесь к себе. Иногда родительская интуиция лучше всего подскажет, как правильнее поступить в трудной ситуации. Напоследок хочется заметить, что воспитание сродни искусству: родитель — это художник, а ребенок — произведение искусства, подлинность которого можно оценить через много лет.
Памятка для родителей по воспитанию доброты.
- Любите своего ребёнка. Ласково называйте его по имени.
- Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребёнком на . природе.
- Имейте в семье животное или растение. Поручайте заботу о них детям.
- Учите детей правильному общению с живыми существами.
- Доведите до сознания ребёнка, что измятая травка, сорванный цветок – . живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
- Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
- Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом . . ……..нуждается.
- Учите исправлять свои ошибки.
- Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, ……..подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
- Не унижать своего ребёнка и не осуждать его поступки при других.
- Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
- Используйте положительные примеры из детской литературы при . ……..воспитании ребёнка.
- Разучите пословицы. (Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помнится. Доброму везде добро. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Добро помни, а зло забывай.) [23]
Памятка для родителей «Наука слушаться»
♦ Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребёнок сразу чётко понимает, что вы требуете от него именно
послушания. Пример прямого указания: «Сядь здесь!». Косвенного: «Не хотел
ли бы ты здесь присесть?»
♦ Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных. Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример короткого указания: «Положи книжки на полку!» Сложного: «Уберись в своей комнате!».
♦ Давайте позитивные указания. Говорите ребёнку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример негативного указания: «Прекрати качаться на стуле!», позитивного: «Слезь со стула и подойди ко мне!».
♦ Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребёнку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример смутного указания: «Веди себя прилично!», конкретного: «Пожалуйста, говори тише!».
♦ Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребёнком более приятным. Пример: «Немедленно встань рядом со мной!» или «Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке», нейтральное: «Пожалуйста, подойди и встань рядом со мной».
Памятка для родителей, у кого в семье растёт левша
Правше не дано понять левшу. Примерное представление, как ему живется, можно получить, представив себя Алисой в Зазеркалье, где все не так.
Строго запрещено:
• Переучивать левшу.
• Ругать - за неусидчивость, медлительность, отсутствие старания (это вам кажется, что он не старается). Это не «вредность», а природа.
• Акцентировать внимание на том, что ребенок «не такой». Эта
информация не должна носить отрицательный характер.
• Предъявлять к письму левши те же требования, что и для праворуких. Безотрывное письмо, так же, как и наклон почерка (как влево, так и вправо), им не дается.
Необходимо:
• Создайте благоприятный психологический климат (дома, в саду или школе).
• Если есть проблемы: ребенок мало и плохо говорит, путает буквы,
с трудом читает; расторможен или, наоборот, аутичен (весь в себе) – не пытайтесь справиться своими силами: зовите на помощь специалистов (педиатра, логопеда, психолога, психоневролога), проводите корректирующие занятия.
• Левши – не однородная группа, а множество подгрупп: подход должен быть индивидуальным.
• Помните о зеркальности восприятия ребенка, поэтому те действия, которые правше вы бы показали, находясь рядом, на одной линии (например, завязывание шнурков), левше показывайте, находясь напротив.
• Постарайтесь правильно организовать рабочее место: свет должен падать справа, расположение предметов на столе – зеркальное. В классе ребенок должен сидеть с левой стороны парты, чтобы не мешать соседу. То же – за обеденным столом.
• Помните: у леворукости есть не только минусы, но и явные плюсы.
• Спорт – для всех хорош, и левши – не исключение. Плавание улучшает координацию движений, а теннис и фехтование немало леворуких спортсменов вывели в чемпионы.
• Отметьте в календаре 13 августа – это международный День Левшей: пусть у ребенка будет на один праздник больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 " золотых "правил воспитания детей
В нашем обществе для того чтобы заниматься большинством видов деятельности, надо предварительно учиться в специальном учреждении, после чего сдавать экзамены и получать аттестат/лицензию. Например, чт...

Консультация по теме: "Тридцать золотых правил воспитания детей".
Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Э.Легуве.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5310428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"198","width":"300"...
Десять «Золотых правил» воспитания счастливых детей.
Задача родителей - позитивно влиять на развитие детей, помочь им стать психически полноценными, зрелыми, порядочными людьми. Мы не можем возложить на себя всю ответственность за их будущее счастье или...