Значение раннего возраста (с 1 до 3 лет) для психологического и личностного развития ребенка.
консультация (младшая группа)
Раннее детство – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Для духовного же развития ребенка исключительно важную роль играют первые годы после рождения. В период раннего детства формируются социальные установки, потребность общения с другими людьми, черты характера, эмоциональная сфера, волевые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_rannego_vozrasta.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение раннего возраста (с 1 до 3 лет) для психологического
и личностного развития ребенка.
1. Основные достижения раннего возраста (прямохождение, речевое общение, предметная деятельность).
2. Центральное новообразование, овладение речью.
3. Продуктивная и репродуктивная деятельность.
4. Начало продуктивной и символической деятельности.
Раннее детство – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Для духовного же развития ребенка исключительно важную роль играют первые годы после рождения. В период раннего детства формируются социальные установки, потребность общения с другими людьми, черты характера, эмоциональная сфера, волевые качества.
Психиатры, психологи, педагоги и другие специалисты неоднократно указывали на то, что отчуждение ребенка от матери или другого близкого человека, который проявляет к ребенку нежность, удовлетворяет потребность в контакте и т. п., вредно сказывается на развитии его личности. У новорожденного кора головного мозга еще не полностью закончила свое развитие; в ней преобладает «эмоциональный мозг» (лимбическая система), поэтому именно для новорожденного особое значение имеют чувства, настроение. Чувство осязания развивается рано, поэтому новорожденный так хорошо «чувствует себя» в тепле и безопасном месте. Если в этот период ребенок не получает достаточно эмоциональных раздражений, то, как и в других случаях, когда не задействованы определенные области головного мозга, наблюдаются трудности в его развитии. Отсутствие правильных психических установок, неадекватное поведение взрослого могут уже в раннем возрасте оставить в душе ребенка непоправимый след. Ведь для своего гармоничного развития ребенок нуждается в тепле, нежности, внимании; только получив в детстве положительные эмоции, человек сможет проявить их, став взрослым. Если в семье отсутствуют положительные эмоциональные контакты, домашний уют, если отношения между отцом и матерью, родителями и детьми, между другими родственниками нарушены, то позднее это проявится в черствости, неконтактности и даже замедленном развитии духовного мира ребенка. Сердечная, нежная привязанность к ребенку ничего общего не имеет с потаканием ему во всем, наоборот, излишняя опека может принести ребенку такой же вред, как и эмоциональная отчужденность.
Второй год жизни характеризуется тем, что ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он еще не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее; у него возникают собственные желания и стремление их выразить, сделать понятными для взрослого. Здоровый ребенок в это время всегда непоседа и может капризничать при ограничении его свободы. Стремление ребенка к самостоятельности – вот одна из тенденций в развитии ребенка второго года жизни. Вторая тенденция – смена ведущего вида деятельности. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познает разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Идет интенсивное сенсорное развитие, т. е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов (по цвету, форме, величине). Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. Правда, лепет в этот период приобретает качественно новый характер – в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов. Звуковое сходство лепета и слов часто вводит родителей в заблуждение, и они принимают звуковые комплексы (ма-ма, па-па) за слова. Считать «мама» или «папа» словом можно лишь тогда, когда есть уверенность, что такой комплекс звуков связан с определениями, часто повторяющимися ситуациями.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно выполнять только самые простые из них. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. (Этот принцип на языке психологии называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия.)
В раннем возрасте активно развивается зрительное восприятие – формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. У малыша оно тесно связано с предметной деятельностью. Восприятие цвета считается самым сложным для ребенка раннего возраста. Это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно.
Одной из особенностей этого возраста является его эмоциональность. Ребенка привлекает только то, что ему нравится, так как внимание его непроизвольное. Из этого можно сделать вывод, что ребенка может интересовать только то и тот, кто в данный момент представляет для него более значимый интерес. Ребенок в этом возрасте требует индивидуального внимания.
На третьем году жизни у ребенка появляется одно очень важное качество, которое положительно сказывается на его обучении, - ребенок становится способным четко выполнять инструкцию, выполнять задания по образцу, слушать словесные пояснения, его импрессивный словарь становится настолько широким, что он способен понимать взрослого. Более точными становятся движения пальцев и кисти руки, он лучше осуществляет зрительный контроль за движениями.
В младенчестве ребенок научился делать первые шаги. Теперь ему предстоит полностью овладеть передвижением в пространстве – научиться ходить, бегать, взбираться по лестнице.
Овладение прямой походкой – немалая трудность для малыша. На втором году жизни ходьба – самостоятельное действие, имеющее свою особую цель. Ребенок специально занимается ею, пока она не станет автоматической, не превратится в навык, обслуживающий действия, имеющие другую цель (взять игрушку, посмотреть, что делается в другой комнате, прокатать мяч и т. д.).
Ободренный первыми успехами, ребенок начинает получать удовольствие от самого овладения собственным телом, от той власти, которую он приобретает над собой.
Овладение прямой походкой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность познакомиться с новыми предметами, местами, увеличивает его самостоятельность. На собственном опыте ребенок знакомится с расстояниями, направлениями пространства. Он начинает по-новому видеть предметы, обходить их с разных сторон. А освобожденные от участия в ползании руки теперь полностью служат для того, чтобы действовать с вещами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте
Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте...
Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения
Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...
Статья "Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника".
Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника....
Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста
Социальное развитие – это длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни человека и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст – является тем периодом, когд...
Презентация «Значение познавательного развития в процессе личностного развития ребенка»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, развитию у него познавательных возможностей...
Личностное развитие ребенка раннего возраста
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка...