Родительское собрание по теме «Игра – как основной вид деятельности дошкольников»
консультация (средняя группа)
Данная разработка способствует повышению педагогической компетенции родителей (законных представителей) воспитанников средней группы по проблеме игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе по теме
«Игра – как основной вид деятельности дошкольников»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
- Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
- Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
- Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Участники: воспитатели, родители
- Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей.
Психологическая разминка «Давайте поздороваемся!»
Цель: Развитие эмоционально-тактильного комфорта.
Я предлагаю вам встать в круг вместе с детьми и поздороваться друг с другом по цепочке необычным способом: ушами, плечами, коленями, лбами.
(Звучит музыкальная пауза)
В одной из интеллектуальных передач, игрокам был задан такой вопрос: «Что умеют делать дети и не умеют взрослые?» Я предлагаю вам ответить на него. (Играть).
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако, о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
Игры бывают различные, назовите их пожалуйста (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, игры с правилами, компьютерные, подвижные).
Как вы думаете, почему игра так важна для дошкольников? (Ответы родителей). Предлагаю зачитать выдержки 1,2,3,4 тем родителям, у которых зеленые карточки.
1. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет.
2. Игра-это школа произвольного поведения. Попробуйте ребенка заставить стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните, «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
3. Игра - школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
4. Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе.
Чему учит игра? (Варианты ответов родителей. Предлагаю родителям, у которых красные карточки зачитать выдержки 5,6,7.)
5. Игра имеет самое непосредственное отношение в подготовке ребенка к школе. Это связано с тем, что в игре малыш сам определяет замысел и воплощает его в сюжете, по своему усмотрению коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие ребенка, формирование инициативности и самостоятельности.
6. В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию –приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Именно в сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
7. Среди окружающих его взрослых ребенок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребенка, как совместная игра с ними.
Однако, нужно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Даже если там нет старших братьев и сестер, родители вынуждены так или иначе играть с ребенком в раннем детстве, хотя бы для того, что нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира не мыслимо без игры, и следовательно, без игрушки.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Прошу всех встать в круг. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.) Мы вместе с вами выясним чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? ( (Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
- «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
- «Тесто»
Лепите все, что захочется.
- «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
- «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
- «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
- «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
- «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
- «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
- «Сухие завтраки- колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).
Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д
Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)
- эстетичной;
- безопасной (в плане краски, качества материала);
- развивать;
- развлекать ребенка.
Игрушка для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это с одной стороны, с другой стороны, игрушка-тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей.
Уважаемые родители, я предлагаю вам выбрать игрушку для своего ребенка, посоветовавшись. Одно условие: вы можете выбрать только одну самую нужную и понравившуюся игрушку. (Родители выбирают).
(Все игрушки разделит на 3 группы: куклы, мягкие игрушки, транспорт, посудка; кубы, пазлы, лото, мозаики, домино, конструктор; мячи, скакалки, обручи, кегли)
А сейчас мы с вами услышим, что развивают и чему способствуют эти игрушки. Предлагаю зачитать выдержки 1,2,3, тем родителям, у которых желтые карточки.
1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами (Мишки, собачки, куклы, транспорт, посудка).
2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей (кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино).
3. Игрушки, способствующие физическому развитию, задача которых заключается в укреплении здоровья, в формировании физических качеств: силы, выносливости, ловкости, меткости и пр. (мячи, обручи, скакалки, кегли)
Главная функция игрушки - активизация детской деятельности. Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы в распоряжении ваших детей были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер деятельности. Игрушка с одной стороны должна развивать способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие.
Первая игра «Сложи узор» автором которых является семья Никитиных. Девиз этой семьи звучит так: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму».
Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Практическая часть (выкладывание по схемам)
Наиболее частыми логико-математическими играми встречаются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, состоящий из 48 фигур, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
А сейчас давайте поиграем.
Практическая часть
Дидактическая игра « Загадки без слов»
Воспитатель предлагает отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».
Загадываются три совместных свойства:
Например: - форма, размер и толщина;
- цвет, форма, размер;
- цвет, форма, толщина и др.
Дидактическая игра «Засели домики»
Цель: правильно классифицирует свойства.
В городе логических фигур появились новые дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике.
Плюсы методики Кюизенера:
- Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
- Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.
- Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.
Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.
А сейчас давайте поиграем с палочками Кюизенера.
Практическая часть
Игра «Сушим полотенца»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)
– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько – столько, поровну.)
– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы
– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
– Сколько красных «полотенец»? (Много.)
– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)
– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)
Игра «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
Игра «Танграм»- «семь дощечек мастерства»— древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой. Для начала ребенка следует познакомить с танграмом, дать ему рассмотреть их. Затем научить его составлять простейшие фигуры из 2-4 частей танграма, например, домик, ёлочку, квадрат.
А сейчас предлагаем вам поиграть с Танграмом
Практическая часть
(При знакомстве с игрой можно использовать рифмовку и легенду о Танграме. Как три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
«Кубики для всех». Это не совсем обычные кубики. Точнее, фигуры этой игры состоят из обычных кубиков, только склеенных определенным образом. Как ни странно у взрослых задания этой игры вызывают существенно больше трудностей, чем у детей. Самым простым заданием обычно оказывается сложить обычный куб, используя все семь входящих в комплект фигурок. Ребята постарше не только быстро решают задания к игре кубики для всех, но самостоятельно придумывают новые задания. Дети помладше предпочитают сооружать более простые модели из двух-трех фигурок.
Для того чтобы сложить в игре «Кубики для всех» интересную модель можно довольно долго провозиться с этими кубиками. Поэтому каждая удачная модель вызывает всеобщий восторг детей и взрослых.
Правила игры в «Кубики для всех» такие, положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.
По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.
Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.
Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять.
Заключительная часть.
- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».
Рефлексия «Игра в мяч»
Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос.
— Что нового и полезного вы узнали?
— Что было самым неожиданным?
— Пригодятся ли вам полученные знания в воспитании ребёнка?
— Что вам особенно понравилось?
— Что хотелось бы сделать иначе?
—Как изменилось ваше отношение к самим себе?
—Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?
— Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?
—Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
—Что вас удивило?
—Что оказалось полезным лично для вас?
Таким образом, игра имеет огромный развивающий потенциал. В ней нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребёнка, заглянуть в который нам помогает окошко с волшебным названием «Игра».
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.
Взаимодействие в игре
Поможет понимать друг друга,
Нам стать внимательней, добрей,
И разрешить вопрос досуга.
Играйте с нами! Придумывайте сами!
Играйте с друзьями! Удача за вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании на тему "Игра в жизни дошкольника"
Собрание проводится в форме дискуссии.Раскрываются вопросы: значение игры в жизни ребенка, как научить ребенка играть, по каким критериям выбирать игрушку....
Сообщение на родительское собрание на тему "ИГРА – важная самостоятельная деятельность ребенка"
сообщение...
Конспект родительского собрания на тему: " Игра в жизни дошкольника"
В теме собрания раскрывается роль игры, как ведущего вида деятельности ребенка в дошкольном возрасте.Она не только отвечает всем особенностям ребенка, нои полностью влияет на все стороны развития,удо...
СЦЕНАРИЙ родительского собрания на тему: "Игра и игрушка в жизни дошкольника"
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка.В группе столы стоят по кругу, на них лежат кружки красного и зел...
Родительское собрание на тему: «Игра и игрушка в жизни дошкольника»
Родительское собрание на тему:«Игра и игрушка в жизни дошкольника»...
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Конспект родительского собрания на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)
Влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка....