«Организация и проведение работы с родителями в подготовительной группе»
консультация (подготовительная группа)

Важной частью образовательного процесса в детском саду является методически грамотно выстроенная работа с родителями маленьких подопечных, которая имеет свои особенности в зависимости от возраста детей. Если говорить о подготовительной к школе группе, то это, прежде всего, ориентация на обучение, развитие и воспитание будущих первоклассников. Однако существует ещё ряд нюансов, которые определяют специфику работы с мамами и папами 6–7-летних ребят
Теоретические основы работы с родителями в ДОУ.                                        Далеко не во всех семьях есть представители педагогических специальностей, так что родителям чаще всего в вопросах воспитания и обучения приходится руководствоваться собственной интуицией. На практике это не всегда результативно. Вот почему так важна коалиция дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи. Большая часть этой работы ложится на плечи воспитателя, который взаимодействует с детьми теснее и продолжительнее, чем другие представители педагогического состава детского сада
В основе взаимодействия детского сада и родителей находится равноправное сотрудничество с уважительным отношением друг к другу обеих сторон и учётом их возможностей и способностей.                                                          Цели. Основная цель работы с семьёй — определить тонкости индивидуального подхода к каждому ребёнку. А также:

-познакомить мам и пап с новыми педагогическими технологиями, которые доступны для использования и в условиях домашнего образовательного процесса (например, полезные для будущих первоклассников, начинающих изучать английский язык, курсы)

-активизировать интерес мам и пап к вопросам обучения и воспитания ребёнка за счёт совместной деятельности (участия в развлекательных мероприятиях, соревнованиях);

-  сформировать единый комплекс требований к детям (в подготовительной группе это вопросы, связанные с выполнением обязанностей, например, убирать за собой рабочее место после занятий, следить за порядком в личных вещах и пр.)
- продолжать работу по созданию положительного образа детского сада в сознании родителей (например, через серию совместных с мамами, папами театрализованных представлений, приуроченных к Новому году и Рождеству);

- оказывать методическую поддержку в работе с малышами (к примеру, составить список полезной литературы, связанной с особенностями обучения 6–7-летних детей, или касающейся вопросов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обусловленных возрастным кризисом 7 лет);                              - пополнять копилку сведений об индивидуальных особенностях конкретного малыша и атмосфере, царящей в его семье
Задачи. Чтобы стала возможной реализация представленных целей, педагог с помощью той или иной формы общения с родителями должен искать решения следующих задач: установить здоровые партнёрские отношения, выявив круг общих интересов, оказывая эмоциональную поддержку, то есть «проживая» жизнь каждой семьи; повышать уровень психолого-педагогической просвещённости семьи; всесторонне поддерживать мам и пап в процессе их выполнения своих воспитательных и образовательных функций
Принципы . Работа с родителями опирается на ряд принципов, соблюдение которых помогает добиться прогресса во взаимодействии всех участников образовательного процесса, то есть педагогов, семьи и детей. За воспитание и обучение ребёнка родители и ДОУ несут одинаковую ответственность. Основами полноценного развития личности ребёнка являются постоянная помощь, доверие и уважение, что гарантируется и педагогами, и семьёй.

Эффективность совместной работы детского сада и родителей оценивается регулярно на всех этапах работы. Кто проводит работу с семьёй Как отмечалось выше, основная ответственность за качество работы с родителями, а также за выбор подходящих разнообразных форм взаимодействия ложится на плечи воспитателя, однако нельзя забывать о том, что в подготовительной группе малыши взаимодействуют и с музыкальным руководителем, и с инструктором по физкультуре, и с хореографом. Эти специалисты могут проводить как групповую работу с родителями (например, беседа с физинструктором о важности выбора хорошей спортивной обуви), так и индивидуальную (к примеру, о выдающихся природных способностях отдельных малышей в танцах). Кроме того, нельзя не сказать и о работе с родителями со стороны логопеда, дефектолога и психолога. Обычно в подготовительной группе эти специалисты выстраивают индивидуальную линию общения с семьёй подопечных, у которых наблюдаются проблемы в соответствующих областях, как то: явно и слабовыраженные дефекты речи, отставание в речевом развитии — в ведении логопеда, девиантное поведение (не вписывающееся в норму), явные проявления возрастного кризиса — под контролем дефектолога и психолога. Это интересно. Далеко не каждый ребёнок переживает явно выраженный кризис 7 лет — у некоторых он проходит почти незаметно. Основной же чертой этого возрастного периода, который не всегда совпадает с метрикой и может начаться раньше на полгода-год, является желание во всём подражать взрослым, что выражается в манерничанье, некотором нигилизме. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что малыш в период кризиса 7 лет утрачивает навсегда детскую непосредственность и наивность. Как правило, логопед или дефектолог приглашает родителей на беседу, в случае необходимости собирает мам и пап разных групп, но с одинаковыми отклонениями в развитии ребёнка, проводит с ними мастер-классы, тренинги и т. д

 

 

Формы работы с родителями в подготовительной группе Чем разнообразнее будут формы взаимодействия с родителями, тем успешнее будет строиться работа с семьями воспитанников — это один из главных постулатов в методике дошкольного образования. Традиционные формы работы Родительское собрание. Основная, общепринятая и обязательная форма работы, которая организуется воспитателем (методистом и руководителем ДОУ, если собрание проводится в рамках всего детского сада, а не только группы). Анкетирование. Важная форма взаимодействия, позволяющая выяснить особенности семейного воспитания, уровень включённости мамы и папы в процесс образовательной подготовки будущего первоклассника (например, часто ли вместе читают, практикуют ли заучивание наизусть, тренируют ли навык письма с помощью прописей для дошкольников и пр.). Тестирование. Очень удобный способ выяснить ответы на актуальные в конкретный временной промежуток вопросы. Например, есть ли отклонения в здоровье ребёнка, чем малыш увлекается, какие трудности испытывает в общении со взрослыми или сверстниками и т. д. Обычно эта форма применяется в начале учебного года и в конце, чтобы выявить прогресс или констатировать его отсутствие — и тот и другой результат очень важен для работы учителя начальных классов для выстраивания дальнейшей образовательной стратегии в отношении конкретного ребёнка. Но самый важный аспект, который помогает выявить подобная формы работы — это определить готовность малыша к школе. В методической практике существует много образцов тестов, например, «Готов ли Ваш ребёнок к школе?». Фото и видеоотчёты о мероприятиях в группе или о жизни в детском саду в целом.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация и проведение

 работы с родителями

 в подготовительной группе»

   

                                                                    г.Казань

Важной частью образовательного процесса в детском саду является методически грамотно выстроенная работа с родителями маленьких подопечных, которая имеет свои особенности в зависимости от возраста детей. Если говорить о подготовительной к школе группе, то это, прежде всего, ориентация на обучение, развитие и воспитание будущих первоклассников. Однако существует ещё ряд нюансов, которые определяют специфику работы с мамами и папами 6–7-летних ребят
Теоретические основы работы с родителями в ДОУ.                                        Далеко не во всех семьях есть представители педагогических специальностей, так что родителям чаще всего в вопросах воспитания и обучения приходится руководствоваться собственной интуицией. На практике это не всегда результативно. Вот почему так важна коалиция дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи. Большая часть этой работы ложится на плечи воспитателя, который взаимодействует с детьми теснее и продолжительнее, чем другие представители педагогического состава детского сада
В основе взаимодействия детского сада и родителей находится равноправное сотрудничество с уважительным отношением друг к другу обеих сторон и учётом их возможностей и способностей.                                                          Цели. Основная цель работы с семьёй — определить тонкости индивидуального подхода к каждому ребёнку. А также:

-познакомить мам и пап с новыми педагогическими технологиями, которые доступны для использования и в условиях домашнего образовательного процесса (например, полезные для будущих первоклассников, начинающих изучать английский язык, курсы)

-активизировать интерес мам и пап к вопросам обучения и воспитания ребёнка за счёт совместной деятельности (участия в развлекательных мероприятиях, соревнованиях);

-  сформировать единый комплекс требований к детям (в подготовительной группе это вопросы, связанные с выполнением обязанностей, например, убирать за собой рабочее место после занятий, следить за порядком в личных вещах и пр.)
- продолжать работу по созданию положительного образа детского сада в сознании родителей (например, через серию совместных с мамами, папами театрализованных представлений, приуроченных к Новому году и Рождеству);

- оказывать методическую поддержку в работе с малышами (к примеру, составить список полезной литературы, связанной с особенностями обучения 6–7-летних детей, или касающейся вопросов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обусловленных возрастным кризисом 7 лет);                              - пополнять копилку сведений об индивидуальных особенностях конкретного малыша и атмосфере, царящей в его семье
Задачи. Чтобы стала возможной реализация представленных целей, педагог с помощью той или иной формы общения с родителями должен искать решения следующих задач: установить здоровые партнёрские отношения, выявив круг общих интересов, оказывая эмоциональную поддержку, то есть «проживая» жизнь каждой семьи; повышать уровень психолого-педагогической просвещённости семьи; всесторонне поддерживать мам и пап в процессе их выполнения своих воспитательных и образовательных функций
Принципы . Работа с родителями опирается на ряд принципов, соблюдение которых помогает добиться прогресса во взаимодействии всех участников образовательного процесса, то есть педагогов, семьи и детей. За воспитание и обучение ребёнка родители и ДОУ несут одинаковую ответственность. Основами полноценного развития личности ребёнка являются постоянная помощь, доверие и уважение, что гарантируется и педагогами, и семьёй.

Эффективность совместной работы детского сада и родителей оценивается регулярно на всех этапах работы. Кто проводит работу с семьёй Как отмечалось выше, основная ответственность за качество работы с родителями, а также за выбор подходящих разнообразных форм взаимодействия ложится на плечи воспитателя, однако нельзя забывать о том, что в подготовительной группе малыши взаимодействуют и с музыкальным руководителем, и с инструктором по физкультуре, и с хореографом. Эти специалисты могут проводить как групповую работу с родителями (например, беседа с физинструктором о важности выбора хорошей спортивной обуви), так и индивидуальную (к примеру, о выдающихся природных способностях отдельных малышей в танцах). Кроме того, нельзя не сказать и о работе с родителями со стороны логопеда, дефектолога и психолога. Обычно в подготовительной группе эти специалисты выстраивают индивидуальную линию общения с семьёй подопечных, у которых наблюдаются проблемы в соответствующих областях, как то: явно и слабовыраженные дефекты речи, отставание в речевом развитии — в ведении логопеда, девиантное поведение (не вписывающееся в норму), явные проявления возрастного кризиса — под контролем дефектолога и психолога. Это интересно. Далеко не каждый ребёнок переживает явно выраженный кризис 7 лет — у некоторых он проходит почти незаметно. Основной же чертой этого возрастного периода, который не всегда совпадает с метрикой и может начаться раньше на полгода-год, является желание во всём подражать взрослым, что выражается в манерничанье, некотором нигилизме. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что малыш в период кризиса 7 лет утрачивает навсегда детскую непосредственность и наивность. Как правило, логопед или дефектолог приглашает родителей на беседу, в случае необходимости собирает мам и пап разных групп, но с одинаковыми отклонениями в развитии ребёнка, проводит с ними мастер-классы, тренинги и т. д

Формы работы с родителями в подготовительной группе Чем разнообразнее будут формы взаимодействия с родителями, тем успешнее будет строиться работа с семьями воспитанников — это один из главных постулатов в методике дошкольного образования. Традиционные формы работы Родительское собрание. Основная, общепринятая и обязательная форма работы, которая организуется воспитателем (методистом и руководителем ДОУ, если собрание проводится в рамках всего детского сада, а не только группы). Анкетирование. Важная форма взаимодействия, позволяющая выяснить особенности семейного воспитания, уровень включённости мамы и папы в процесс образовательной подготовки будущего первоклассника (например, часто ли вместе читают, практикуют ли заучивание наизусть, тренируют ли навык письма с помощью прописей для дошкольников и пр.). Тестирование. Очень удобный способ выяснить ответы на актуальные в конкретный временной промежуток вопросы. Например, есть ли отклонения в здоровье ребёнка, чем малыш увлекается, какие трудности испытывает в общении со взрослыми или сверстниками и т. д. Обычно эта форма применяется в начале учебного года и в конце, чтобы выявить прогресс или констатировать его отсутствие — и тот и другой результат очень важен для работы учителя начальных классов для выстраивания дальнейшей образовательной стратегии в отношении конкретного ребёнка. Но самый важный аспект, который помогает выявить подобная формы работы — это определить готовность малыша к школе. В методической практике существует много образцов тестов, например, «Готов ли Ваш ребёнок к школе?». Фото и видеоотчёты о мероприятиях в группе или о жизни в детском саду в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации и проведения прогулки в подготовительной группе

Понаблюдать с детьми за явлениями природы. Продолжать знакомить детей со свойствами снега....

Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Путешествие по сказке"

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, физкультураВ занятии используется сюрпризный момент, сложение разрезных картинок, загадывание загадок, игра "Что не правильно", Игра "Сос...

Этнокультурный компонент в развивающей предметно-пространственной среде группы №8. Организация различных видов детской деятельности (подготовительная группа)

Статья поможет воспитателям детского сада подобрать материал и оформить Коми центр для приобщения  своих воспитанников к культуре своего народа....