Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
консультация
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,
для которых они необходимы.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес
категориям: количество, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и
упорядочивать и связаны другом, способствуют формированию понятий.
Элементарные математические представления складываются у детей рано, так как речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т. д. Уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. У ребенка должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям?
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль не сложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных
детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем
и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в
пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома
Составление геометрических фигур
1 Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
2 Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3 Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
4 Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
5 Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
6 Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
7 Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
8 Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек
составляют 2 квадрата и делят на треугольники).
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола,
анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут
равны 3 палочкам, а левая и правая – 2
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники.
Прямоугольники и четырёхугольники.
Цепочка примеров
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия
Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический
пример, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и
Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в
какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и
объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке).
Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться
треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Только одно свойство
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро
выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один
кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол
фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил
жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой
квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Сложи квадрат
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части;
формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на
несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм.
Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты
разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на
тыльной стороне).
Задания к игре:
1. Разложить кусочки квадратов по цвету
2. По номерам
3. Сложить из кусочков целый квадрат
4. Придумать новые квадратики.
“СОСЧИТАЙ СЕБЯ”
- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, )
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)
“ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”
Игровой материал: игрушка Незнайка, монеты. Надо помочь Незнайке отобрать такое количество монет, которое ему подарил его друг.
В совместной деятельности с детьми разыгрываем игровую минутку: любую игрушку кто- то из детей прячет где-то в комнате, а остальные дети ее находят. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на непосредственно образовательную деятельность. Например, игра:
“НАЙДИ ИГРУШКУ”
“Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт ичитаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:
- НАЙДИ ПОХОЖУЮ (цифру или фигуру),
- РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР,
- МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК,
- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. Например, игра:
“ПОЧИНИ КОВРИК”.
Предлагаю иллюстрацию с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, мы можем приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-211539-1647626869.jpg)
Консультация. Развитие математических способностей через дидактические игры.
Развитие математических способностей через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-521182-1462732153.jpg)
Доклад на тему:"Развитие математических способностей через дидактические игры."
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-1036811-1525880174.jpg)
Развитие математических способностей через дидактические игры
Развитие математических способностей через дидактические игрыРазвитие математических способностей через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-827438-1484503077.jpg)
Развитие математических способностей через дидактические игры
Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей через дидактические игры"
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:развитие логического мышления;развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;формирование интереса к тво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215375-1580920153.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучени...