Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
консультация

Ситина Наталья Борисовна

Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,

для которых они необходимы.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес

категориям:  количество, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и

упорядочивать и связаны другом, способствуют формированию понятий.

 

Элементарные математические представления складываются у детей рано, так как речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т. д. Уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. У ребенка должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

 

Как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям?

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль не сложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. 

Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных

детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем

и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.

 

 Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в

пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.

 

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

 

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома

 

Составление геометрических фигур

 

1 Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

2 Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

3 Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

4 Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

5 Составить 3 равных квадрата из 10 палочек

6 Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

7 Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

8 Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек

составляют 2 квадрата и делят на треугольники).

                                         

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола,

анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут

равны 3 палочкам, а левая и правая – 2

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники.

Прямоугольники и четырёхугольники.

 

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический

пример, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в

какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и

объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке).

Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться

треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

 

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро

выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один

кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол

фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил

жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой

квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

 

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части;

формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на

несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм.

Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты

разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на

тыльной стороне).

Задания к игре:

1. Разложить кусочки квадратов по цвету

2. По номерам

3. Сложить из кусочков целый квадрат

4. Придумать новые квадратики.

 

 “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”

- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, )

- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)

                                        “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

Игровой материал: игрушка Незнайка, монеты. Надо помочь Незнайке отобрать такое количество монет, которое ему подарил его друг.

В совместной деятельности с детьми разыгрываем  игровую минутку: любую игрушку кто- то из детей прячет где-то в комнате, а  остальные дети ее находят. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на непосредственно образовательную деятельность. Например, игра:

                                      “НАЙДИ ИГРУШКУ”

“Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт  ичитаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:

  • НАЙДИ ПОХОЖУЮ (цифру или фигуру),
  • РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР,
  • МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК,
  • ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ

 С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. Например, игра:

                                               “ПОЧИНИ КОВРИК”.

Предлагаю иллюстрацию с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, мы можем приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Развитие математических способностей через дидактические игры.

Развитие математических способностей через дидактические игры....

Доклад на тему:"Развитие математических способностей через дидактические игры."

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли о...

Развитие математических способностей через дидактические игры

Развитие математических способностей через дидактические игрыРазвитие математических способностей через дидактические игры....

Развитие математических способностей через дидактические игры

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей через дидактические игры"

Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:развитие логического мышления;развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;формирование интереса к тво...

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучени...