Самообразование «Развитие математических способностей через дидактические игры»
материал по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Индивидуальный план работы по самообразованию.
ФИО: Джанболатова Нажабат Гусеновна.
Специальность: учитель начальных классов, старший пионервожатый.
Образование: среднее специальное.
Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей через дидактические игры».
Цель:
Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.
Задачи:
- Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, цвет, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью;
- Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий;
- Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию;
- Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление;
- Организовать разнообразную, интересную деятельность, направленную на сенсорное развитие детей;
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня математика необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Когда ребенок усваивает материал в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические и игровые действия, то такой материал усваивается быстрее, прочнее, легче, чем тот, который сопряжен с сухими упражнениями.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор моей темы.
Направления саморазвития:
- Изучение нормативно – правовых документов.
- Изучение методической литературы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
- Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Аттестация.
Дата начала работы: 01.09.2017г.
Дата окончания работы: 31.05.2020г.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Повышение уровня профессионального мастерства и компетентности;
- Расширение предметно-развивающей среды и методического обеспечения по ФЕМП;
- Увеличение разнообразных методов и приемов, направленных на расширение и повышение качества воспитательно-образовательного процесса по ФЕМП;
- Участие в педсоветах, семинарах, в работе МО.
Ожидаемые результаты для детей:
- уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части;
- выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
- знать понятия «больше-меньше-поровну»;
- знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом;
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
- решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
- находить лишний предмет в группе;
- писать графические диктанты «одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо».
Форма отчета по проделанной работе: Открытое занятие для воспитателей. ГМО. Форма самообразования: коллективная.
ПЛАН РАБОТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017–2018 учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2017-2018 учебный год | Л. С. Метлина "Математика в детском саду", пособие для воспитателя, М. 1984 г. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7.» С.П. «Акцидент» 1997г. Интернет-ресурсы https://dohcolonoc.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме картотеки «Дидактические игры» для детей 3-4лет. | Сентябрь-май 2017-2018 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Создание уголка занимательной математики в группе. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (изготовление дидактической игры «Математический поезд», приобретение методической литературы, раздаточного материала). Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
Работа с родителями | Сентябрь-май 2017-2018 гг. | Презентация «Развитие математических способностей детей второй младшей группы через дидактические игры». Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | В течение года. | Консультация – диалог «Развитие математических способностей через дидактические игры» Показ НОД для воспитателей. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018–2019учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2018-2019 учебный год | Л. С. Метлина "Математика в детском саду", пособие для воспитателя, М. 1984 г. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7.» С.П. «Акцидент» 1997г. Интернет-ресурсы https://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме картотеки «Дидактические игры» для детей 45лет. | Сентябрь-май 2018-2019 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Пополнение уголка занимательной математики в группе. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
Работа с родителями | Сентябрь-май 2018-2019 гг. | Изготовление лепбука «Занимательная математика» детей 4-5 лет». Оформление выставки для родителей: Математические игры и упражнения для дошкольников». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | В течение года. | Консультация – диалог «Развитие математических способностей через дидактические игры» Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019–2020 учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | В течение учебного года | Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М.: 2006. А.А. Столяр «Давайте поиграем» М. Просвещение, 1996. М. А. Фидлер «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006. Интернет-ресурсы https://nsportal.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | сентябрь-май 2019-2020 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Пополнение уголка занимательной математики в группе. Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП. Пополнение картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. |
Работа родителями. | В течение учебного года | Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием палочек Кюизенера». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | Апрель. В течение года | Проведение НОД для педагогов. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-211539-1647626869.jpg)
Консультация. Развитие математических способностей через дидактические игры.
Развитие математических способностей через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-521182-1462732153.jpg)
Доклад на тему:"Развитие математических способностей через дидактические игры."
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-1036811-1525880174.jpg)
Развитие математических способностей через дидактические игры
Развитие математических способностей через дидактические игрыРазвитие математических способностей через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-827438-1484503077.jpg)
Развитие математических способностей через дидактические игры
Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/19/picture-1270285-1600505317.jpg)
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей через дидактические игры"
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:развитие логического мышления;развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;формирование интереса к тво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215375-1580920153.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучени...