Самообразование «Развитие математических способностей через дидактические игры»
материал по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Индивидуальный план работы по самообразованию.
ФИО: Джанболатова Нажабат Гусеновна.
Специальность: учитель начальных классов, старший пионервожатый.
Образование: среднее специальное.
Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей через дидактические игры».
Цель:
Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.
Задачи:
- Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, цвет, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью;
- Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий;
- Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию;
- Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление;
- Организовать разнообразную, интересную деятельность, направленную на сенсорное развитие детей;
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня математика необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Когда ребенок усваивает материал в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические и игровые действия, то такой материал усваивается быстрее, прочнее, легче, чем тот, который сопряжен с сухими упражнениями.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор моей темы.
Направления саморазвития:
- Изучение нормативно – правовых документов.
- Изучение методической литературы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
- Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Аттестация.
Дата начала работы: 01.09.2017г.
Дата окончания работы: 31.05.2020г.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Повышение уровня профессионального мастерства и компетентности;
- Расширение предметно-развивающей среды и методического обеспечения по ФЕМП;
- Увеличение разнообразных методов и приемов, направленных на расширение и повышение качества воспитательно-образовательного процесса по ФЕМП;
- Участие в педсоветах, семинарах, в работе МО.
Ожидаемые результаты для детей:
- уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части;
- выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
- знать понятия «больше-меньше-поровну»;
- знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом;
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
- решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
- находить лишний предмет в группе;
- писать графические диктанты «одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо».
Форма отчета по проделанной работе: Открытое занятие для воспитателей. ГМО. Форма самообразования: коллективная.
ПЛАН РАБОТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017–2018 учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2017-2018 учебный год | Л. С. Метлина "Математика в детском саду", пособие для воспитателя, М. 1984 г. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7.» С.П. «Акцидент» 1997г. Интернет-ресурсы https://dohcolonoc.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме картотеки «Дидактические игры» для детей 3-4лет. | Сентябрь-май 2017-2018 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Создание уголка занимательной математики в группе. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (изготовление дидактической игры «Математический поезд», приобретение методической литературы, раздаточного материала). Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
Работа с родителями | Сентябрь-май 2017-2018 гг. | Презентация «Развитие математических способностей детей второй младшей группы через дидактические игры». Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | В течение года. | Консультация – диалог «Развитие математических способностей через дидактические игры» Показ НОД для воспитателей. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018–2019учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2018-2019 учебный год | Л. С. Метлина "Математика в детском саду", пособие для воспитателя, М. 1984 г. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7.» С.П. «Акцидент» 1997г. Интернет-ресурсы https://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме картотеки «Дидактические игры» для детей 45лет. | Сентябрь-май 2018-2019 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Пополнение уголка занимательной математики в группе. Создание картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
Работа с родителями | Сентябрь-май 2018-2019 гг. | Изготовление лепбука «Занимательная математика» детей 4-5 лет». Оформление выставки для родителей: Математические игры и упражнения для дошкольников». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | В течение года. | Консультация – диалог «Развитие математических способностей через дидактические игры» Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019–2020 учебный год.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | В течение учебного года | Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М.: 2006. А.А. Столяр «Давайте поиграем» М. Просвещение, 1996. М. А. Фидлер «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006. Интернет-ресурсы https://nsportal.ru/ Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | сентябрь-май 2019-2020 гг. | Разработка конспектов занятий с детьми. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. Пополнение уголка занимательной математики в группе. Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП. Пополнение картотеки игр по ФЭМП. Пополнение личной страницы на сайтах: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang; http://www.maam.ru/users/503038 Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. |
Работа родителями. | В течение учебного года | Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием палочек Кюизенера». | |
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | Апрель. В течение года | Проведение НОД для педагогов. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Развитие математических способностей через дидактические игры.
Развитие математических способностей через дидактические игры....
Доклад на тему:"Развитие математических способностей через дидактические игры."
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли о...
Развитие математических способностей через дидактические игры
Развитие математических способностей через дидактические игрыРазвитие математических способностей через дидактические игры....
Развитие математических способностей через дидактические игры
Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить...
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Консультация «Развитие математических способностей через дидактические игры»...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей через дидактические игры"
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:развитие логического мышления;развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;формирование интереса к тво...
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей через дидактические игры»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучени...