Статья из опыта работы: "Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"
статья по физкультуре по теме
В статье описан опыт работы по внедрению Программы валеологического просвещения и приобщения к ЗОЖ родителей воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
ТЕМА: «Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ»
Инструктор по физкультуре
Шабуневич Т.Н.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в стране убывает на 1,5 миллиона человек; рождаемость снизилась вдвое, в среднем на семью приходится 0,8 ребенка. Кроме того, выявлена следующая взаимосвязь смертности с основными факторами риска (вклад в общую смертность): табак – 17,1%, несбалансированное питание (недостаток фруктов и овощей) – 12,9%, избыточный вес – 12,5%, алкоголь – 11,9%.
Сегодня так же можно говорить о неблагоприятных тенденциях показателей здоровья подрастающего поколения.
В связи с этим каждый родившийся ребенок приобретает чрезвычайную ценность не только для его родителей, но и для будущего страны.
Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Прежде чем, начать работу с родителями в данном направлении мы собрали информацию о контингенте родителей, социальном статусе семьи. Провели опрос, который позволил выяснить представления родителей о здоровом образе жизни. Используя методику В. Г. Алямовской, провели «Социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей дошкольников», и получили следующие данные:
- семья ведет в целом здоровый образ жизни – 25 %;
- семья тяготеет к здоровому образу жизни – 35 %;
- здоровый образ жизни в семье не сложился – 25 %;
- анкету игнорировали – 15 %.
Из полученных результатов следовал вывод, что часть родителей (60%) пытается вести здоровый образ жизни, а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой динамики в этом направлении нам вполне по силам.
Так, было принято решение о необходимости валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ, что привело к разработке и внедрению программы «Валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ».
Цель программы
1. Обеспечение валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи программы
- Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье, посредством систематического валеологического просвещения.
- Повысить интерес родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
- Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.
- Оказать квалифицированную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и города.
Эта программа состоит из нескольких блоков 1 Блок – Диагностический.
На этом этапе мы выяснили состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности, причины пропусков детьми детского сада. Проводили опросы, анкетирование родителей.
2 Блок – Ознакомительный
На этом этапе мы знакомили родителей картами здоровья, физического и двигательного развития детей. На первом родительском собрании рассказали родителям об особенностях физического и двигательного развития детей. В родительском уголке вывесили план физкультурно-оздоровительной работы с детьми на предстоящий год. 2 раза в год проводили для родителей Дни открытых дверей, которые дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В день открытых дверей приглашали родителей, принять участие в утренней гимнастике, понаблюдать за организацией физкультурных занятий, закаливающих процедур и других режимных моментов.
3 Блок – Общепрофилактический.
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни мы придавали наглядным средствам информации: это различные буклеты, памятки «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком», «Программа здоровья для всей семьи», раз в месяц мы обновляли информацию в «Уголке здоровья» и папки – передвижки в группах. Была организована библиотечка для родителей по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. А также рекомендованная детская литература для домашнего чтения. Список литературы можно посмотреть в книге И. М. Новиковой «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников».
Важным моментом в этой работе является обучение основным формам сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья детей. На этом этапе мы предлагали родителям лекции, устные журналы врачей узких специалистов: С большим успехом прошла лекция врача-гастроэнтеролога (родителя): «Организация правильного питания». Работники детского сада в свою очередь подготовили выставку и дегустацию овощных блюд. Врач-валеолог Североморской поликлиники прочитал лекцию о ЗОЖ и влиянии вредных привычек на здоровье.
Затем был разработан цикл занятий «Клуб заинтересованных родителей», тематика которого формировалась по запросам. Особо по душе пришлись родителям семинары-практикумы: Использование оздоровительных игр и упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата с показом и выставкой нестандартного оборудования; Использование дыхательных игр и упражнений, в домашних условиях, где родители с удовольствием поучаствовали в изготовлении апельсинового ежика и чесночных бус для профилактики гриппа.
4 Блок – Индивидуальный.
На этом этапе использовали различные беседы и консультации: «Рекомендации по созданию спортивного уголка дома», «Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику», «Упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, зрения» и т.д.
5 Блок – Интегративный
Это совместное проведение спортивных мероприятий: Совместные физкультурные праздники и досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
С каждым годом все большим успехом пользуются спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные физкультурные занятия: «Наши папы ловкие, смелые, умелые!», «Пришла весна – разбудим Мишку ото сна!», «Летчики».
Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
6 Блок – перспективный
В конце года на общем и групповых собраниях обсуждаем итоги работы за год, планы на будущее.
С большим успехом прошло родительское собрание «Роль семьи в оздоровлении детей», на котором родители рассказывали о лучшем опыте семейного воспитания по приобщению детей к здоровому образу жизни, о семейных традициях. Были оформлены семейные фотогазеты и фото альбомы: «Мы за здоровый образ жизни», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Наша веселая семейка».
Кроме этого две девочки из этой группы стали серьезно стали заниматься спортивной аэробикой и уже достигли определенных результатов.
Таким образом, проведя повторный опрос родителей, мы получили следующие данные:
Если в ходе первоначального опроса родители указывали в качестве наиболее важного фактора экологическую обстановку 30 %, а на образ жизни, как важнейший фактор указывали лишь 20 %, то после проведенной работы на образ жизни, как на важнейший фактор указывали уже 30 %. Уменьшилось и количество отказов от ответов с 15 % до 5 %.
Ответ на вопрос: «Откуда вы получаете знания о здоровом образе жизни?» повысил авторитет детского сада, что тоже свидетельствует о положительных результатах работы по валеологическому просвещению родителей.
До проведенной работы родители отвечали, что в основном получали знания из средств массовой информации 50 % и 25 % из специальных книг. После успешно проведенной работы родители отдали приоритет детскому саду с 20 % до 35 %, а также беседе со специалистами с 5 % до 20 % .
Ответ на следующий вопрос: «Каким образом вы прививаете своим детям здоровый образ жизни?», говорит о том, что родители стараются прививать детям здоровый образ жизни с помощью бесед и личным примером. После проведенной работы личным примером прививают здоровый образ жизни своим детям с 25 % до 45 % родителей.
После повторно проведенного «Социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников ДОУ», мы получили следующие данные:
семья ведет в целом здоровый образ жизни – до 25 %, после 35 %;
семья тяготеет к здоровому образу жизни – до 35 %, после 45 %;
здоровый образ жизни в семье не сложился – до 25 %, после 15 %;
затруднились ответить – до 15 %, после 5 %.
Таким образом, в процессе реализации «Программы валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей воспитанников МДОУ» было отмечено что:
- произошло повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ, в различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (семинарах, лекциях, родительских собраниях, клубах);
- возрос интерес у родителей к ежедневному посещению детьми детского сада;
- появилась положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье.
Мы прекрасно понимаем, что цель, которую мы поставили перед собой, - широко использовать в своей работе валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ – достичь будет нелегко. Для этого потребуется годы кропотливого труда всего коллектива, но затраченные усилия обязательно принесут результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план-программа "Валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"
В план-программе обозначены направления деятельности, названия мероприятий на весь год....
Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников ДОО.
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и...
ПРОЕКТ Взаимодействие с родителями по укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Цель проекта: Формирование здоровья и развития детей путем взаимодействия ДОУ с семьей , проведения педагогических мероприятий по профилактике простудных заболеваний.Задачи проекта:Сформировать ...
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»(отчет по самообразованию, обобщение опыта)
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»(отчет по самообразованию, обобщение опыта)...
Конспект совместно-взрослого события по приобщению к здоровому образу жизни на тему: "Постарайся угадать, чем листочек может стать"
Формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения и внедрение в семьи через детей....
Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении к здоровому образу жизни»
Что же такое здоровый образ жизни? Это соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма;двигательная активность включая систематические занятия ходьбой, бегом, айробикой, д...
Проект «Приобщение к здоровому образу жизни воспитанников ДОУ и их родителей через использование квест-технологий»
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на...
Комментарии
Мария
Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за вашу работу. Прекрасный материал, вы мне очень помогли.