Особенности развития детей с нарушением зрения
консультация

Губайдуллина Татьяна Раисовна

Нарушение зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zrenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

    Подготовила: Губайдуллина Т.Р.                                          

1. Зрение - самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

2. Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии (Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц) и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения

3. Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты зрения. Зрительное восприятие у таких детей неполноценно, частично. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное впечатление и восприятие ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.

Нарушение зрения оказывает влияние на формирование психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Замедленны процессы запоминания; мыслительные операции. Происходит снижение двигательной активности, которая находится в прямой зависимости от нарушения остроты центрального зрения. Отрицательно сказывается на формировании: точности, скорости, координации движений, развитие функций равновесия, ориентацию в пространстве.

Неполноценное зрение затрудняет восприятие движения предмета, а также, оценку пропорции, протяженности, расстояния. Наблюдается нарушение слухового зрения.

Испытывает трудности в формировании и сохранении представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Нечётко представляет признаки предмета. Представления – неполные, недостаточно чёткие, расплывчатые, иногда ошибочные и нестойкие.

Внимание имеет также некоторые особенности, однако компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

Память характеризуется меньшей продуктивностью по сравнению с нормой, наблюдается снижение запоминания наглядного материала.

Недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления из-за нарушения зрительного восприятия и ограниченного наглядно-действенного опыта.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

В эмоционально-волевой сфере с одной стороны: неуверенность, пассивность, самоизоляция; с другой – возбудимость, раздражительность, агрессивность.

Наблюдается нарушение работоспособности, невыполнение нужного объёма заданий.

Из-за плохой ориентировки в пространстве – малая двигательная активность.

Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, о том, что нарушение зрения у детей дошкольного возраста влияет на развитие и формирования всех психических процессов и развития личности ребенка.

4.   Исходя из этого, в работе с ребенком с амблиопией, я выстроила такой план работы:

  1. Организация и проведение режимных моментов
  2. Образовательная деятельность
  3. Подготовка и проведение театрализации.

В режимных моментах использовала:

-индивидуальную работу;

-специально подобранные дидактические игры;

-комплексы гимнастики для глаз;

- пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика;

-закаливание;

- прогулки;

-КГН;

-подвижные игры и игры малой подвижности;

-чтение художественной литературы.

5. В индивидуальной работе  для повышения остроты зрения детям предлагала низывание бус, шаров, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики, шнуровку, игры - лабиринты и т.д. Т.к.выше перечисленные игры и упражнения способствуют не только развитию различительных возможностей зрения, зрительно-моторной координации, но и развитию мелкой моторики рук.

Предлагала детям рассматривание репродукций, иллюстраций в книгах, картинки, чтение тактильных книг.

Использовала  в своей работе подвижные игры для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удалённости, протяжённости пространства, включающие элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие.

Проводила  упражнения:  «Найди такой же предмет»  (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках»,  «Подбери одинаковые предметы»  (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое», «Выложи такой же рисунок «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт».

В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений создала условия для коррекционной работы:

- обеспечила дополнительное освещение рабочего места ребёнка;

-подобрала мебель по росту;

-подготовила демонстрационный материал хорошо видимый  поцвету, контуру и силуэту; без бликов;

-более крупный раздаточный материал;

-использовала позитивную мотивацию к работе, умышленно создавала ситуации успеха и поощрения;

-давала больше времени на обдумывание вопроса;

-оказывала индивидуальную практическую помощь.

Во время занятия проводила гимнастику для снятия зрительной утомляемости  глаз, пальчиковую гимнастику и физминутку. Следила за осанкой.

Для улучшения ориентации в пространстве использовала упражнения:     “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”

6. Проводила предварительную работу по театрализованной деятельности: чтение русской народной сказки «Теремок», беседа, повтор правил дорожного движения, просмотр мультфильма, рисование и лепка сказочных персонажей.

Организовала театрализованную деятельность «Старая сказка на новый лад: «Теремок».

В театральной деятельности дети выполняли игровые действия, имитировали действия персонажей, учились передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя мимику, жесты, движения. Закрепили знания правил дорожного движения     

Задание на практику

Дата

Время

Содержание деятельности

Понедельник

06.02

7.00-14.12

Знакомство с базой практики

  1. Беседа с администрацией ДОУ:
  • тип (вид) ДОУ,
  • количество и наполняемость групп (по возрастам),
  • режим работы ДОУ,
  • основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ,
  • программное обеспечение воспитательно-образовательной работы ДОУ.
  1. Беседа с воспитателем группы:
  • возрастные и индивидуальные особенности детей группы,
  • особенности режима дня,
  • планирование воспитательно-образовательной работы группы,
  • организация индивидуальной коррекционной работы (взаимодействие со специалистами).
  • Наблюдение организации и проведения режимных моментов.
  1. Планирование индивидуальной коррекционной работы.
  2. Проведение подвижных (коррекционных) игр.

Вторник

07.02

11.48-19.00

  1. Проведение режимных моментов (2 половина дня).
  2. Организация и проведение предварительной работы (театрализованная деятельность).
  3. Планирование непосредственной образовательной деятельности.

Среда

08.02

7.00-14.12

  1. Проведение режимных моментов (1 половина дня).
  2. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности (в соответствии с сеткой занятий).
  3. Проведение индивидуальной коррекционной работы.
  4. Организация и проведение предварительной работы (театрализованная деятельность).

Пятница

10.02

7.00-14.12

  1. Проведение режимных моментов (1 половина дня).
  2. Проведение индивидуальной коррекционной работы.
  3. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности (в соответствии с сеткой занятий).

Понедельник

13.02

11.48-19.00

  1. Проведение режимных моментов (2 половина дня).
  2. Организация и проведение театрализованных видов деятельности
  3. Проведение индивидуальной коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

При составлении статьи была использована следующая литература:Выготского Л.С.Гербовой В.В.Литвак А.Г....

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Эта статья раскрывает роль семейного воспитания на личностное развитие детей с нарушением зрения....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ...

Особенности развития детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков являет...