Особенности развития детей с нарушением зрения
консультация
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовила: Губайдуллина Т.Р.
1. Зрение - самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.
2. Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии (Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц) и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения
3. Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты зрения. Зрительное восприятие у таких детей неполноценно, частично. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное впечатление и восприятие ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.
Нарушение зрения оказывает влияние на формирование психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Замедленны процессы запоминания; мыслительные операции. Происходит снижение двигательной активности, которая находится в прямой зависимости от нарушения остроты центрального зрения. Отрицательно сказывается на формировании: точности, скорости, координации движений, развитие функций равновесия, ориентацию в пространстве.
Неполноценное зрение затрудняет восприятие движения предмета, а также, оценку пропорции, протяженности, расстояния. Наблюдается нарушение слухового зрения.
Испытывает трудности в формировании и сохранении представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Нечётко представляет признаки предмета. Представления – неполные, недостаточно чёткие, расплывчатые, иногда ошибочные и нестойкие.
Внимание имеет также некоторые особенности, однако компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.
Память характеризуется меньшей продуктивностью по сравнению с нормой, наблюдается снижение запоминания наглядного материала.
Недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления из-за нарушения зрительного восприятия и ограниченного наглядно-действенного опыта.
Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
В эмоционально-волевой сфере с одной стороны: неуверенность, пассивность, самоизоляция; с другой – возбудимость, раздражительность, агрессивность.
Наблюдается нарушение работоспособности, невыполнение нужного объёма заданий.
Из-за плохой ориентировки в пространстве – малая двигательная активность.
Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, о том, что нарушение зрения у детей дошкольного возраста влияет на развитие и формирования всех психических процессов и развития личности ребенка.
4. Исходя из этого, в работе с ребенком с амблиопией, я выстроила такой план работы:
- Организация и проведение режимных моментов
- Образовательная деятельность
- Подготовка и проведение театрализации.
В режимных моментах использовала:
-индивидуальную работу;
-специально подобранные дидактические игры;
-комплексы гимнастики для глаз;
- пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика;
-закаливание;
- прогулки;
-КГН;
-подвижные игры и игры малой подвижности;
-чтение художественной литературы.
5. В индивидуальной работе для повышения остроты зрения детям предлагала низывание бус, шаров, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики, шнуровку, игры - лабиринты и т.д. Т.к.выше перечисленные игры и упражнения способствуют не только развитию различительных возможностей зрения, зрительно-моторной координации, но и развитию мелкой моторики рук.
Предлагала детям рассматривание репродукций, иллюстраций в книгах, картинки, чтение тактильных книг.
Использовала в своей работе подвижные игры для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удалённости, протяжённости пространства, включающие элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие.
Проводила упражнения: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое», «Выложи такой же рисунок «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт».
В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений создала условия для коррекционной работы:
- обеспечила дополнительное освещение рабочего места ребёнка;
-подобрала мебель по росту;
-подготовила демонстрационный материал хорошо видимый поцвету, контуру и силуэту; без бликов;
-более крупный раздаточный материал;
-использовала позитивную мотивацию к работе, умышленно создавала ситуации успеха и поощрения;
-давала больше времени на обдумывание вопроса;
-оказывала индивидуальную практическую помощь.
Во время занятия проводила гимнастику для снятия зрительной утомляемости глаз, пальчиковую гимнастику и физминутку. Следила за осанкой.
Для улучшения ориентации в пространстве использовала упражнения: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”
6. Проводила предварительную работу по театрализованной деятельности: чтение русской народной сказки «Теремок», беседа, повтор правил дорожного движения, просмотр мультфильма, рисование и лепка сказочных персонажей.
Организовала театрализованную деятельность «Старая сказка на новый лад: «Теремок».
В театральной деятельности дети выполняли игровые действия, имитировали действия персонажей, учились передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя мимику, жесты, движения. Закрепили знания правил дорожного движения
Задание на практику
Дата | Время | Содержание деятельности |
Понедельник 06.02 | 7.00-14.12 | Знакомство с базой практики
|
Вторник 07.02 | 11.48-19.00 |
|
Среда 08.02 | 7.00-14.12 |
|
Пятница 10.02 | 7.00-14.12 |
|
Понедельник 13.02 | 11.48-19.00 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
У детей с нарушениями зрения формирование речи с первых дней жизни протекает в особых условиях. Это необходимо учитывать при планировании и проведении лого-коррекционной работы с детьми....
презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...
Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.
При составлении статьи была использована следующая литература:Выготского Л.С.Гербовой В.В.Литвак А.Г....
Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
Эта статья раскрывает роль семейного воспитания на личностное развитие детей с нарушением зрения....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ...
Особенности развития детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях
Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков являет...