Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)
Презентация " Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования …» ( из восточной легенды)
Задача ДОУ -найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Основная задача гендерного воспитания в ДОУ ФГОС ДО ОО «Социализация» - формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. ОО «Физическая культура»- Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек используют дифференцированный подход в реализации задач . Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. функции в зависимости от внешних условий. Главными педагогическими задачами являются: оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта; расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня. поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
Структурно-функциональная модель гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников Модель педагогического процесса выстроена таким образом: при обучении и воспитании мальчиков и девочек в физической деятельности педагоги используют дифференцированный подход; при организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Основаниями выступают следующие подходы: аксиологический; л ичностно - деятельностный ; гендерный Процесс гендерного воспитания С ложное системное образование , включающее блоки : 1. целеполагающий ; 2. процессуальный ; 3. личностный ; 4.д иагностический .
Гендерное воспитание — организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации . Девочки Мальчики Мягкость Нежность Аккуратность Стремление к красоте Смелость Твердость Выносливость Решительность Рыцарское отношение к представительницам противоположного пола
Отечественные ученые Ц. Какабадзе, О. Недригайлова, И. Попов, В. Урицкая, Н. Шишниашвили пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания . Девочки Мальчики Игры с мячом Прыжки через скакалку Упражнения с лентой Бег Метание предметов на дальность Метание предметов в цель Лазанье Спортивные игры
В педагогическом процессе принцип двух начал подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль , тон, направленность. Для девочек Для мальчиков - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. - развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости.
методические приёмы учёта половых особенностей дошкольников в физическом воспитании: различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек ( например , мальчики работают в парах перетягивая друг друга, а девочки выполняют упражнения с обречем, лентами); дозировке (например, мальчики выполняют большее количество повторений одного упражнения, а девочки – меньшее количество); подборе оборудования ( например , девочкам легкие гантели , а мальчикам более тяжелые или мешочки с песком);
в обучении сложным двигательным действиям использую разные методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования. Так как существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими, например, метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам ;
нормирование физической нагрузки по времени (например, девочки прыгают на мячах – фитболах 1 мин, мальчики 1,5 мин ); пространственные ориентировки (например, мальчикам отдаётся большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее ); распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — мышеловка, а девочки — мышки);
расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек — тяжелое оборудование); различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на гимнастку, балерину », «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»);
частые напоминания мальчикам о способах выполнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, технике, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений (т.е. подойти и поправить ребёнка ); учёт сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность в 5—6-летнем возрасте, а мальчики — в 7-летнем ); акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, например, футбол для мальчиков и бадминтон для девочек.
Варианты двигательной деятельности для организации и проведения физкультурных занятий: I блок - занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия: в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы; все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку. II блок - занятие по подгруппам (мальчики и девочки) занятия требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер. III блок - “ интегрированный вариант ” проведения занятия Секционная и кружковая работа : секции по ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Система работы по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании в ДОУ
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности, заложенного самой природой .
Литература: 1. Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а так же их родителях. М.,2012. 3. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1 4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.,2001. 5. Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007. Источники иллюстраций: интернет - ресурсы http://images.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...
Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
В последнее время в воспитательном процессе приобрел особую актуальность индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по поло...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...
Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Развитие дошкольника происходит в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства является специфической формой хдожественного отражения нашей жизни. Мне к...
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...