СТАТЬЯ
статья (младшая группа)

Перевезенцева Татьяна Витальевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                             Перевезенцева Татьяна Витальевна,

                                               воспитатель,

             МБДОУ « Детский сад № 368» г, Нижний Новгород

Психолого-педагогическая помощь родителям при поступлении    ребенка

 в ДОУ

         Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Многие родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Сложность задачи для многих мам  состоит в том, что адаптация к детскому саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и в конце концов, способствовать обретению им независимости от самих родителей.

Накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего,  такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникло желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть игрушки, показать игровую комнату, спальню,  вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента  и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.

Важнейшей задачей родителей – мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети в семье, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми ( по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети неправильно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.

Родителям  необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.

Однако не слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя  ребенка  домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность « побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая  за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе и т.д.

Обычно период адаптации заканчивается к концу второго  месяца.

Что делать, если возникают трудности в адаптации

Влияет на адаптацию и возраст поступления в ДОУ. Малыши настороженно относятся к незнакомым людям. У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше подержать дома, просто посещая группы развития.

Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. Надо поинтересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, значит, адаптация идет благополучно.

Родителям необходимо интересоваться  играет ли ребенок в группе с детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. Ведь наиболее успешно проходит адаптация, когда и в группе, и в семье требования  будут похожими.

Необходимо учитывать также и темперамент ребенка. Хуже всего себя чувствуют дети с флегматическим и холерическим темпераментом.

Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Но труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Легче  адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытали проблем с детским садом. Если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место  трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мысли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно, лучше подождать с детским садом до 4-5 лет или отдать малыша в группу развития, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, работающим в детских садах и центрах.

Список литературы:

1. Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2018. - 486 c.

2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. - Москва: Мир, 2016. - 804 c.

3. Веселый детский сад. - М.: Феникс, 2000. - 184 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...