ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
статья (подготовительная группа)
Актуальность заявленной темы обусловлена объективной необходимостью изучения психологических аспектов Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Интернет-зависимость подростков является фактором риска для их психического здоровья, может привести к психологическим трудностям, нарушению поведения и появлению агрессивности. В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны - это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_psihologii.docx | 98.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 1 Теоретические аспекты проблемы Интернет-зависимости в подростковом ………………………………………………………………... 1.1 Общепсихологические представления о Интернет-зависимости . . . . . 1.2 Психологические причины и последствия Интернет-зависимости….. 1.3 Психологические симптомы Интернет-зависимости……………….. 1.4 Психологическая характеристика личности, склонной к Интернет-зависимости……………………………………………………… 1.5 Общепсихологические признаки и избавление от Интернет-зависимости…………………………………................................................ 2 Влияние интернета на развитие личности подростка………………….. 2.1 Психологические особенности подростка…………………………….. 2.2 Психологические причины формирования зависимости от Интернета у подростков…………………………………………………………………. 2.3 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка……………… 2.4 Профилактика Интернет-зависимости………………………………… 3 Эмпирическая часть………………………………………………………. 3.1 Результаты исследования и их интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Введение.
Актуальность заявленной темы обусловлена объективной необходимостью изучения психологических аспектов Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Интернет-зависимость подростков является фактором риска для их психического здоровья, может привести к психологическим трудностям, нарушению поведения и появлению агрессивности. В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны - это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде. [6]
При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, социологи рассматривают его как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. Изучая Интернет, социологи выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей, как он влияет на свою аудиторию, какие нормы и ценности появляются с его помощью, какие формы коммуникаций превалируют в онлайн среде.
В данной работе изучается проблема Интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [21, c. 191]. Актуальность исследования психологических последствий Интернет - зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
В данный момент дискутируется вопрос о включении Интернет-зависимости в классификацию болезней, наряду с такими нехимическими аддикциями, как гемблинг, лудомания, аддикция к трате денег и т.п
Проблемы Интернет-зависимости широко представлены в немногочисленных работах отечественных и зарубежных психологов, например таких, как : А. Чистая, К. Янг, А. Голдберг, Д. Гринфилд, А. Войскунский и другие.
Мы видим, что на сегодняшний день интернет-зависимость стала предметом серьезного изучения, как в зарубежной, так и отечественной психологии. [6] Однако, учитывая динамичность интернет-коммуникаций в современном обществе, мы полагаем, что в настоящее время проблема Интернет-зависимости в подростковом возрасте исследована недостаточно.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростков и юношей.
Предмет исследования – психологические особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования – исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
В соответствии с заявленной целью были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать содержание общепсихологических представлений о Интернет-зависимости;
- изучить психологические причины возникновения Интернет-зависимости у подростков;
- определить психологические характеристики Интернет-зависимости в подростковом возрасте;
- определить процентное содержание Интернет-зависимых и не зависимых учащихся 11-го класса на основе эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности, сравнительный анализ Интернет-зависимости в подростковом возрасте между девушками и юношами.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик. Применялись методы анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, тестирование, количественный анализ результатов эмпирического исследования.
Для сбора эмпирических данных применялась следующая методика:
- Тест на Интернет-зависимость, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.;
Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы аг. Черни. В нем принимали участие 16 учащихся подросткового возраста 16-17 лет.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы Интернет-зависимости в подростковом
1.1 Общепсихологические представления о Интернет-зависимости
Жизнь человека, как и всего живого на планете, находится в зависимости от окружающего мира - и все мы в какой-то степени приспосабливаемся к нему. Эта зависимость может быть как позитивной, так и негативной, как открытой, так и скрытой. Например, все мы зависим от необходимости потреблять пищу - эта зависимость позитивная, поскольку способствует нашему выживанию. Хотя при определенных условиях и она может стать деструктивной. То же самое можно сказать и об Интернет-зависимости [1, с. 22]
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор А. Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. В 1995 г. А. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [12, c. 83].
Доктор К. Янг, директор Центра Интернет - зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев данной проблемы, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать Интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно доктору К. Янг, типичный Интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана – это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке К. Янг от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него [3]. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (Многопользовательские игры) (28%), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%) [4]. Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. К. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет-независимые" пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет-зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет-зависимых в исследовании К. Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных К. Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, из них: 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным К. Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих[4].
Что такое Интернет-зависимость?
Активное внедрение информационных и коммуникативных технологий внесло глубокие изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образования. Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным [5, с. 115].
Здесь рассматривается ключевое понятие и типы- «Интернет-зависимости».
Что же такое зависимость?
Зависимость – навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности [7].
Зависимость начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и вне семейные взаимодействия) факторы. Зависимость включает в себя не только действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения [8].
Компьютерная зависимость ведет не только к распаду личности или семьи, но и к разрушению общественных отношений. Молодой и неопытный человек, не умеющий ориентироваться в сложных хитросплетениях социума, вряд ли успешно пройдет собеседование у работодателя или заинтересует представителя противоположного пола [9, с. 71].
К сожалению, количество людей, подверженных компьютерной зависимости, постоянно растет. И это тревожный симптом. Эта проблема становится не менее опасной, чем наркозависимость и алкоголизм. Как ни старается общество ограничить доступ к химическим стимуляторам (запрещает продажу спиртных напитков детям и рекламу табака, ведет борьбу с распространением наркотиков и т.д.), полностью изжить их употребление не удалось ни в одной стране мира. А компьютер всегда рядом, и запретить или ограничить его использование невозможно [9, с. 70].
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета. Через Сеть делаются покупки, реализуются игровые и даже сексуальные пристрастия. Интернет сильно облегчает жизнь, но у каждой медали есть оборотная сторона. Стала актуальной проблема чрезмерного (патологического) использования Сети как у подростков, так и у взрослых. Интенсивно обсуждается и исследуется феномен зависимости от Интернета, или Интернет-аддикции [9, с. 67].
Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) - в широком смысле означает ощущаемую человеком навязчивую потребность в определенной деятельности. В более узком смысле - это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами [10].
На пользователей всемирная Паутина оказывает воздействие, похожее на наркотическое. Находясь в интернете: 63 % респондентов сильнее ощущают тягу к авантюре, 55 % ведут себя более самоуверенно, 66 % готовы фантазировать или, проще говоря, приврать о себе, 64 % становятся смелее, 53 % сексуальнее, 75 % чувствуют, как уходит стресс [11, с. 11].
Основные типы Интернет-зависимости:
- Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам (приводит к привыканию, за которым следует ухудшение настроения и психические расстройства);
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети;
- возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов и т.п.);
- реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни;
- широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям;
- неограниченный доступ к информации — «информационный вампиризм» [5, с. 116].
1.2 Психологические причины и последствия Интернет-зависимости
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [18, с. 193].
По статистике, к киберзависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной [2, с.57].
Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также, социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказаться, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.
Сексуально дезориентированные Интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь, так или иначе, вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность -контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости [13]. Распознать появление у человека киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков (см. приложение 2).
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную – им станут компьютерные игры [19].
Ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;
неограниченный доступ к информации [13].
1.3 Психологические симптомы Интернет-зависимости
Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Основные симптомы Интернет-зависимости:
- навязчивое желание проверить почту;
- сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;
- вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы;
- потеря ощущения времени online;
- более частое общение online, чем при личной встрече;
- постоянное ожидание очередной online сессии или воспоминания о предыдущей;
- жалобы окружающих на ваше чрезмерное долгое сидение в Интернете;
- игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет;
- вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;
- появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;
- отрицание наличия зависимости [15].
Например, К. Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое желание проверить e-mail;
2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [13].
Более развернутую систему критериев приводит А. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1) [14].
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна [14].
Профессиональный психолог Чистая А. в своей статье выделяет симптомы Интернет-зависимости, которые делятся на 2 вида:
• психологические;
• физические.
Психологические симптомы включают в себя:
1 хорошее самочувствие за компьютером;
2 невозможность сократить время пребывания в Интернете;
3 увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4 пренебрежение семьей и друзьями;
5 ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6 проблемы с работой или учебой [1, с. 25].
Физические симптомы включают в себя:
1 синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2 сухость в глазах;
3 головные боли по типу мигрени;
4 боли в спине;
5 нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6 пренебрежение личной гигиеной;
7 расстройства сна, изменение режима сна [1, с.25].
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:
- Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
- Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
- Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
- Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
- Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [13].
1.4 Психологическая характеристика личности, склонной к Интернет-зависимости
Создание тех или иных видов зависимостей предполагает определенный тип личности. Этот тип личности К. Янг (Young, 1999) называет зависимым, так как личности, имеющие такие черты, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются: крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, одноклассниками, ранимость критикой или неодобрением; нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения[20].
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто происходит социальная дезадаптация, которая характеризуется:
узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное);
неумением высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими;
дефицитом близких отношений, импульсивностью;
неумением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (как следствие возможно отсутствие постоянной работы)[20].
То есть в формировании Интернет-зависимости на первый план выходит стремление к бегству от реальности, к отключению от имеющихся переживаний. Чем сильнее активизирован этот драйв, тем более деструктивное и злокачественное течение у зависимости.
Итак, исследователи приходят к выводу, что для формирования Интернет-зависимости нужен прежде всего, определенный тип личности, характеризующийся слабой волей, несамостоятельностью и пассивностью. Страх одиночества и неумение создать широкий круг общения в реальной жизни они могут с лихвой восполнить в Интернете, который предоставляет им практически неограниченные возможности для общения, а также для воплощения своих фантазий (это происходит в online играх)[20].
1.5 Общепсихологические признаки и избавление от Интернет-зависимости
Признаки Интернет-зависимости
Самый важный признак того, что у вас начала развиваться интернет-зависимость, это чрезмерное увлечение Интернет-ресурсами, причем вы не просто интересуетесь всем на свете через интернет, а посещаете те или иные сайты без причины, машинально. Например, проверяете почту не потому, что должно прийти важное письмо, а потому что вы просто хотите ее проверить, вам нравится процесс открывания почтового ящика в ожидании увидеть там непрочитанное послание[16].
Чрезмерное увлечение интернетом сложно заметить самому, чаще всего это делают окружающие нас люди. По их встревоженному «Ты слишком много сидишь в сети!» можно сделать вывод, что ваша безобидная болтовня по аське занимает все ваше свободное время, не оставляя места реальному общению с близкими и друзьями[16].
Также Интернет-зависимость можно распознать по тому, например, что вам легче написать кому-то электронное письмо, нежели позвонить, вам приходят заоблачные счета за Интернет и электричество, в любое заведение, куда вы приходите отдохнуть с друзьями, вы первым делом спрашиваете: «У вас Вай-Фай есть?», а утром, вместо чашечки ароматного кофе, вы сломя голову бежите к рабочему компьютеру, чтобы посмотреть погоду на месяц вперед[16].
Избавление от Интернет-зависимости
Как избавиться от Интернет-зависимости? - этим вопросом на протяжении более десятка лет задаются врачи и родители тех детей, которые имеют с этим проблемы. Поскольку Интернет-зависимость до сих пор не считается официально болезнью, значит и лечения от нее, как такового, нет. Однако существует профилактика Интернет-зависимости. Первым и самым важным правилом является возвращение в реальную жизнь любым путем. Чтобы избежать такой болезни, как Интернет-зависимость, нужно чаще проводить время с родными и близкими людьми, гулять с друзьями в реальном времени и пространстве, вспомнить о былом хобби и снова увлечься им, заняться спортом, прочитать интересную книгу[17].
Если же человек совсем не представляет свою жизнь без всемирной паутины, тогда ему полезно будет выехать на природу, на несколько дней полностью отказавшись от интернета. Такому человеку обязательно надо начать формировать новые связи, знакомиться и встречаться с новыми интересными людьми[17].
Поскольку Интернет-зависимость часто возникает как результат побега от мирских проблем из-за неспособности или нежелания их решить, то следует обратить внимание на то, что всё-таки человек может предпринять для решения своих насущных проблем. Решить проблемы — значит избавить себя от тяги к интернету. Помните: корень всех проблем кроется в нас самих. Найдя ответы на вопросы в себе, мы сможем выйти из любой ситуации[17].
Глава 2. Влияние интернета на развитие личности подростка
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи "компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей [22, с.12]. Да, в цепочке "подросток - компьютер - интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления Интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом [23, с.22].
В связи с поставленной задачей постараемся систематизировать и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от Интернета на личность подростка. А также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы аддиктивного поведения (количество Интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%).
2.1 Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [24, с.172].
Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности [25, с.234]. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека [25, с.118].
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [24, с.183]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [24, с.179].
Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
2.2 Психологические причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Одной из причин формирования Интернет-зависимости у подростка является жажда приключений, общения, которые ребенок может получить на различных сайтах, онлайн играх.
Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, подключили интернет, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и раскрепощенным.
В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером и интернет сетями нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.
Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.[26]
2.3 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [27, с.36].
Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:
1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [28, с.16].
Перечисленные последствия применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы.
Хакерство
Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство [29]. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.
По мнению Дж. Маркофа и К. Хефнер (1996), хакеры - это, как правило, люди с какими-либо недостатками: упоминаются излишняя полнота, детство в неполной семье, знакомство с наркотиками, отсутствие полноценного общения со сверстниками и со взрослыми и т.д. Если это так, то может быть высказано предположение, согласно которому увлечение информационными технологиями и хакинг служат компенсацией своих недостатков [29].
Игровая деятельность
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами, когда игроки постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа. [30, с.114].
Коммуникативная деятельность в Интернете
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [32].
Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности [31].
Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.
Существует мнение, что Интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.
2.4 Профилактика Интернет-зависимости
Чтобы начать бороться с Интернет-зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее никто не поможет, кроме самого себя.
Самый эффективный способ борьбы с Интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Нужно чаще выезжать на природу, встречаться с друзьями, посещать различные мероприятия, вспомнить о давно забытом хобби, начать заниматься спортом и т.д.
Бороться с интернет зависимостью, как и со всякой другой зависимостью, некоторые психологи считают бессмысленным занятием. По их мнению, работа с навязчивыми пристрастиями заключается не в борьбе как таковой, а в решении проблем существования — формировании новых связей, новых интересов, в конце концов, в поиске смысла жизни.
В нелегком процессе избавления от Интернет-зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать немощность и неудачные попытки бороться с интернет -зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти в «сети» и в этом нет ничего страшного. Нужно стараться выплыть, даже если все вокруг тонут. [33]
Глава 3. Эмпирическая часть
3.1 Результаты исследования и их интерпретация
В исследовании приняли участие 16 учащихся 11-го класса средней школы д. Черни.
Цель - выявить степень Интернет-зависимости у учащихся 11го класса. Мною был взят тест, на Интернет-зависимость, который был разработан К. Янг для определения наличия Интернет-зависимости [Приложение 1]. Учащимся было предложено ответить на 20 вопросов. В каждом вопросе было дано 6 вариантов ответов.Результаты тестов размещены в таблице 1.
Таблица 1- Результаты проведенного тестирования
№ | Вопросы тестирования | Варианты ответов | ||||
Никогда или редко | Иногда | Регулярно | Часто | Всегда | ||
1 | Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? | 3 | 8 | 3 | 1 | 1 |
2 | Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети? | 9 | 6 | 1 | 0 | 0 |
3 | Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? | 10 | 4 | 1 | 0 | 1 |
4 | Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? | 6 | 4 | 4 | 1 | 1 |
5 | Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? | 9 | 5 | 0 | 2 | 0 |
6 | Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? | 7 | 5 | 1 | 2 | 1 |
7 | Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? | 10 | 0 | 2 | 3 | 1 |
8 | Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? | 5 | 8 | 2 | 0 | 1 |
9 | Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? | 9 | 3 | 0 | 4 | 0 |
Продолжение таблицы 1
№ | Вопросы тестирования | Варианты ответов | ||||
Никогда или редко | Иногда | Регулярно | Часто | Всегда | ||
10 | Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? | 10 | 4 | 0 | 1 | 1 |
11 | Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? | 7 | 4 | 2 | 1 | 2 |
12 | Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? | 6 | 3 | 3 | 2 | 2 |
13 | Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? | 9 | 3 | 1 | 3 | 0 |
14 | Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? | 10 | 2 | 1 | 2 | 1 |
15 | Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в оффлайне? | 7 | 5 | 2 | 1 | 1 |
16 | Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? | 5 | 8 | 1 | 0 | 2 |
17 | Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? | 11 | 3 | 0 | 2 | 0 |
18 | Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? | 12 | 2 | 0 | 1 | 1 |
19 | Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? | 11 | 4 | 1 | 0 | 0 |
20 | Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? | 10 | 3 | 0 | 2 | 1 |
Все ответы тестов оценивались по пятибалльной шкале:
- 1-никогда или крайне редко
- 2- иногда
- 3- обычно
- 4-часто
- 5-всегда
Исходя из результатов тестирования, даются следующие характеристики испытуемым:
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
По данным тестирования были определены следующие результаты:
81 % (13 учащихся класса) опрошенных учащихся 11 класса обычные пользователями интернета не страдающие Интернет-зависимостью.
19 % (3 учащихся класса) опрошенных учащихся 11 класса являются Интернет-зависимыми, но в праве еще изменить свое отношение к интернету.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Тест на Интернет-зависимость К. Янг показал, что привыкание к интернету среди учащихся 11 класса школы аг. Черни находится под контролем и практически не имеет место, т.к. большинство опрошенных учащихся 11-го класса(81%) не страдают Интернет-зависимостью, а оставшиеся 19% опрошенных учащихся являются слабо зависимыми, которые могут исправить данную ситуацию. Исходя из этого можно сделать вывод, что ситуация с Интернет-зависимостью в 11-ом классе находится под контролем.
Заключение
В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства.
Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.
Таким образом, подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. При возникновении Интернет-зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:
1.1 Интернет-аддикция приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе;
1.2 при возникновении Интернет-аддикции происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, что неизбежно ведет к аутизации больного, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;
1.3 под влияние Интернета происходит девальвация нравственности подростка. Также формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь;
1.4 игровая зависимость может делать подростка более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.
2. Таким образом, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезе:
компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой [8].
3. Следует помнить, что негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Зачастую Интернет-зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем подростка. Следовательно, Интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности.
4. Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения Интернет-зависимости как модели психических расстройств.
Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.
Литература
1.Чистая А. Интернет-зависимость – Болезнь XXI века/ Минская школа сегодня, – 2008. - №6. – с.22-27.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://imago.spb.ru/soulbody/articles/article3.htm
4. Мартынова О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://addiction.id.lv/internet-addiction/internet-zavisimost.html - Дата доступа: 18 декабря 2013
5. Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации/ Социальная педагогика, - 2010. - №6. – с. 115-118.
6. Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос. 65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 26-28 апреля 2006 г.). – Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. – С. 138-140.
7. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] –Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E2%E8%F1%E8%EC%EE%F1%F2%FC
8. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.reshma.nov.ru/texts/burova_aspekt_inet_zavisim.htm
9. Ковальт Т. Развлечение или зависимость?:[Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.
10. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] –Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E4%E4%E8%EA%F6%E8%FF
11. Орлов П. Попался в сети.ru: Интернет-зависимость стала чумой XXI века/ Труд,- 2007. – 21августа – с.11.
12. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.
13. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
14. www.netaddiction.com/parents. htm
15. Диагноз, которого нет [Электронный ресурс] / Вечный странник – Режим доступа: http://www.po-miry.ru/MEDICINA/DEPENDENCE/computer.htm
16. Перетокина Е. Интернет-зависимость: признаки и лечение – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/internet-addiction.html
17. Как избавиться от интернет-зависимости [Электронный ресурс]/ Институт психического здоровья и аддиктологии – Режим доступа: http://abikli.ru/blog/2013/10/12/kak-izbavitsja-ot-internet-zavisimosti/
18. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
19. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология.2005. № 1. С.65-77.
20. Барлас Т. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2840
21. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
22. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
23. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
24. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
25. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.
26. Интернет ресурс. Режим доступа: http://xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai/all/vlijanie-kompyuternoi-zavisimosti-na-psihiku-podrostkov.html
27. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
28. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
29. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996
30. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.
31. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
32. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.
33.Интернет ресурс. Режим доступа: http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
Приложение 1
1. Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть
количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Подсчитайте результаты.
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Приложение 2
Как распознать появление у человека киберсексуальной зависимости?
1. Изменения в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому человеку придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.
2. Потребность в скрытности - если кто-то начинает лгать в реальной жизни, то это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои виртуальные отношения от семьи. В первую очередь это может выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты, запираться на ключ. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.
3. Игнорирование домашних забот - с возрастанием времени, проведенного он-лайн, время отведенное на выполнение домашних обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными. Это не является автоматическим знаком кибер-зависимости, но если посуда остается невымытой, белье не выстиранным, то это должно послужить знаком, что внимание человека обращено на что-то другое.
4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки кибер-любовникам и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.
5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета. Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и безучастной, а веселый и жизнерадостный муж - спокойным и серьезным. Если их спросить о таких изменениях, то ответом скорее всего окажется какое-нибудь рациональное объяснение или же ответа не будет вовсе. Для людей, которые пристрастились к Интернету подобные разговоры будут казаться лишь досадной помехой, которая мешает им проводить время так, как они хотят.
6. Потеря интереса к сексу - некоторые киберзависимости превращаются в занятие сексом по телефону и другие сексуальные развлечения. Это может выражаться в вялости, безразличию к ухаживаниям и потере энтузиазма.
7. Общее безразличие к семейным отношениям - эти люди просто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей Интернет. Они выполняют свои обязанности как какие-то ритуалы безо всякого интереса. Они избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях. Подростки перестают стремиться к общению с противоположным полом, избегают всяких разговоров на эту тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности речи имышления в раннем возрасте
Данный материал поможет педагогам и родителям понять детей раннего возраста....
«Психологические особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста»
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных криз...
Психологические особенности детей - сирот старшего дошкольного возраста.
Дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии. Они испытывают значительные трудности в выполнении проб на статическую, динамическую корр...
Возрастные психологические особенности детей 3-х летнего возраста.
Особенности детей в 3-х летнем возрасте...
Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте
Психологические особенности личностного развития в дошкольном возрасте...
Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 4 -5-летнего возраста».
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли физические возможности: движения ста...
Проблемы интернет-зависимости детей старшего дошкольного возраста
Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информ...