Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»
г.Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31
Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
Подготовил воспитатель:
Дементьева Екатерина Николаевна
г. Кстово, 2020 год
Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
Окружающий мир не дает ребенку покоя. Он, загадочный и таинственный, удивляет и покоряет малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. Постигать его не легко, но растущий человек не сдается, он всегда полон желания узнавать и понимать, искать добывать новые впечатления, т. е. проявлять то качество, которое психологи называют познавательной активностью.
Каждому периоду детского развития свойственны особые формы активности, соответствующие физическим и психическим возможностям детей этого возраста. Поэтому педагогам, родителям и другим взрослым, искренне желающим помочь малышам в познании и открытии мира, необходимо знать: что может и хочет познать ребенок данного возраста; как, какими способами он познает мир; что следует делать взрослому человеку для развития познавательной активности малыша.
Что и как познает трехлетний ребенок?
Познавая мир, малыш в основном действует по принципу:
«Что вижу и трогаю, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознает лишь:
- реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках;
- те события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был.
Таким путем к трехлетнему возрасту, он накапливает довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Он хорошо ориентируется в своей группе и на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов: (Кто, Что?), их различные качества и свойства (Какой?), а также назначение некоторых вещей (Зачем?). Но эти представления еще не прочно закреплены в сознании, и он еще слабо ориентируется в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда качествах предметов и явлений (Кому они нужны? Как используются в жизни? Как взаимосвязаны друг с другом?). Именно в этих вопросах малышу и предстоит начать разбираться на протяжении четвертого года жизни. Именно на это и будет направлена его познавательная деятельность.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы ребенок начнет раздвигать рамки той среды, где прожил всю предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п.), и всячески расширять познавательные горизонты.
Однако возросшие познавательные потребности трехлетних малышей уже не могут быть удовлетворены привычными способами (с помощью простых манипуляций с отдельными предметами ближайшего окружения).
Ребенок изменился, и его познавательная деятельность приобретает новые формы:
1.Прибавление физической силы и энергии, ощущение себя
почти «взрослым, компетентным» во многих вопросах, потребность в подтверждении этого близкими взрослыми вызывают у его стремление к активной самостоятельной деятельности в окружающем мире, участию в разных делах взрослых, что сопровождается бурным вопросом и чувством удовлетворения.
2.Попытки разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений, приводит к тому, что он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера; использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения воспроизведения готовых образцов (жестов, манер, слов, выражений и т. п.).
3.Совершенствование речи ведет к тому, что он начинает атаковать взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметное место занимают вопросы познавательной направленности.
Итак, познавательная активность ребенка, достигшего трехлетнего возраста, выражается в том, что он:
- активно действует по отношению к окружающей предметной среде;
- стремиться подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир;
- начинает задавать множество познавательных вопросов.
Одновременно в недрах его сознания зреет еще один, чрезвычайно важный, способ познания мира – умение воспринимать словесную информацию без наглядного подкрепления. Овладение именно этой способностью впервые позволит ребенку вырваться за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, перешагнуть границы ближайшего окружения.
Параллельно с освоением предметного окружения у малыша интенсивно формируется определенное отношение ко всему: к людям и их поступкам, к природе, искусству, музыке и т. д. Заложенное в дошкольные годы отношение к миру он понесет через всю свою жизнь.
Вводя детей в мир, следует позаботиться о том, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему, что наполняет его.
- Бережное отношение проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, и правильном владении его функций.
- Созидательное отношение - в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности.
Помните, отношение к окружающему дети заимствуют у вас. Они внимательно наблюдают за вашим поведением, реакциями, которые выступают для них образцами, достойными подражания.
Взрослый рядом.
Самостоятельно манипулируя, пробуя и ошибаясь, ребенок, конечно, познает многое. Но возрастные возможности пока не позволяют ему полноценно воспринимать и правильно понимать те многообразные сведения, которые обрушивает на него окружающая действительность. В результате огромный и очень значимый для развития пласт информации остается не востребованным, а многое усваивается примитивно, поверхностно и даже превратно.
Но рядом с маленьким человеком всегда стоит взрослый человек.
Взрослый – обладатель колоссального опыта, способный передавать его в процессе общения и взаимодействия с детьми.
Взрослый – друг, помощник, наставник, занимающий особое место в жизни маленького ребенка.
Только с помощью взрослого ребенок может овладеть назначением, функциями различных предметов и понять сущность разнообразных явлений.
Только с помощью взрослого ребенок может обрести бережное и созидательное отношение к окружающему миру.
Для того, чтобы познавательная активность ребенка развивалась полноценно, его деятельность в окружающей среде становилась все более целенаправленной и разумной, его представления о действительности расширялись и углублялись, а отношение к миру становилось бережным и созидательным, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, хорошо осведомленные о возрастных потребностях и возможностях малышей, сами обладающие широким кругозором и должным отношением к миру, требовательные к своим поступкам, манерам, речи, сознательно и квалифицированно реализующие в работе с детьми все перечисленные нами качества.
Мы педагоги, можем достигнуть успеха в познавательном развитии детей 3-4 лет, только тогда, если будем:
1. Способствовать расширению детского опыта, кругозора.
2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающему.
Для реализации этих задач необходимо научиться:
- создавать условия побуждающие детей к самостоятельной познавательной активности;
- активно педагогически воздействовать на познавательную активность детей через специально организованные мероприятия.
Как побудить детей к самостоятельной познавательной активности.
Малыши в целом освоили ближайшее, непосредственное окружение, и интерес к нему постепенно угасает, что, конечно, не способствует развитию их познавательной активности, а наоборот – снижает и обедняет ее. Чтобы поддержать эту детскую способность на высоком должном уровне, необходимо наполнить жизнь ребенка новыми различными предметами, объектами, явлениями и событиями, которые будили бы его мысль, давали пищу для размышлений. Для этого достаточно просто увеличить доступную детям «территорию познания», вывести их за пределы группы, участка.
Наблюдения.
Наблюдения за привлекающими внимание объектами и явлениями непосредственного окружения в значительной мере способствуют обогащению представлений детей о мире. Наблюдать можно по – разному: просто рассматривать что – либо (листья, снегопад, птиц за окном, бабочку на цветке и т. п.) или проводить маленькие эксперименты с чем – нибудь (поймай снежинку на рукавичку – она не тает, а на теплой ладошке – раз и нет ее; ударишь камешки друг о друга – запах идет, ударишь посильнее – искорки блестят и т. п.).
Динамичный, постоянно изменяющийся мир предъявляет маленькому человеку несметное количество самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетнего ребенка сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых. И он вполне может пройти мимо чего – то очень интересного и прекрасного, не будучи в состоянии выделить это явление в калейдоскопе событий. Но это не случится, если рядом находится чуткий, внимательный, тактичный педагог, который умеет привлечь внимание детей даже к неброским предметам, явлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-184237-1360000618.jpg)
Консультация для родителей. "играя-познаю"
Советы родителям, как занять ребенка в свободное время....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-271739-1373121410.jpg)
Консультация для родителей "Отдыхая - познаем"
Консультация для родителей "Отдыхая - познаем" поможет родителям разнообразить свой досуг вместе с детьми на отдыхею...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-298052-1381915244.jpg)
консультация для родителей "Ребёнок познает мир"
Консультация для родителей о том, как правильно организовать экспериментальную деятельность детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-1051938-1535857305.jpg)
Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
Динамичный, постоянно изменяющийся мир предъявляет маленькому человеку несметное количество самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание трехлетнего ре...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1037216-1618570354.jpg)
Консультация для родителей «Ребенок познает мир»
Автор рекомендует родителям, соблюдать рекомендации педагога по развитию у детей познания окружаюего мира....