Консультация для родителей "Психолого - педагогические основы семейного воспитания"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Психолого – педагогические основы семейного воспитания.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Важность семьи как института воспитания обусловлен тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.
Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
- демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
- социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
- технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого – педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).
Особенности семейного воспитания:
• органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
• непрерывность и длительность воздействия;
• многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
• интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
• относительная замкнутость;
• общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
• взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:
• преобладание материальных ценностей;
• бездуховность родителей;
• авторитаризм или безграничный либерализм;
• безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;
• отсутствие нормального психологического климата;
• неразвитость родительских чувств;
• фанатизм в любых его проявлениях;
• противоправное (криминальное) поведение взрослых;
• отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Неверные установки в семейном воспитании:
• предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;
• страх утраты ребенка;
• проекция на детей собственных отрицательных качеств;
• амбиции родителей в отношении собственных детей;
• внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:
• целенаправленность;
• культуросообразность;
• гуманизм;
• связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
• единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
• учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
• единство требования и воспитательных позиций;
включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
• семейный быт, уклад;
• семейные традиции;
• семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
• общение и совместная деятельность;
• понимание и принятие ребенка;
• чувство долга и ответственности за воспитание детей;
• педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
• авторитет родителей;
• организация жизненного пространства ребенка.
Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.
Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Правовые основы семейного воспитания".
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни...
"Духовные основы семейного воспитания"
сборник материалов VII Рождественских образовательных чтений "ДУХОВНО _ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ГУБКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ"...
Доклад на курсах" Психолого педагогические основы семейной педагогики как ресурс развития личности ребёнка в дошкольном возрасте"
Развитие коммуникативных навыков ребёнка в дошкольном возрасте...
Консультация "Духовность, как основа семейного воспитания"
Консультация для педагогов...
Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка
Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития р...
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...
Психолого - педагогические основы семейного воспитания.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о...