Семинар-практикум для родителей «Здоровый, счастливый ребенок»
материал

Томилина Юлия Николаевна

Семинар-практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум для родителей1008.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ермаковский детский сад №5 комбинированного вида»

Семинар-практикум для родителей

«Здоровый, счастливый ребенок»

        Инструктор по физической культуре:

Томилина Ю.Н.

Ермаковское, 2020

Цель: формирование  у родителей мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Актуальность.

Сегодня возможно и естественно говорить о том, что здоровье не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН).

Задачи:

-  раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и ДОУ в приобщении детей к ЗОЖ; 

- сформировать у родителей ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. 

- дать родителям практические советы.

Предварительная работа: попросить родителей прийти на семинар в спортивной или удобной одежде, не стесняющей движения.

Организационные условия: спортивный зал, столы, 10-15 человек, картинки с изображением блюд, листки бумаги с пословицами.

Ожидаемые результаты: будет повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения; сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ход семинара-практикума

Вводная часть.

         Инструктор: Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Инструктор: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание будет проходить в форме семинара-практикума. Я прошу вас стать его активными участниками. Но для начала, я бы хотела рассказать вам притчу:

 «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.

Содержательная часть.

Инструктор: Как вы считаете, что для человека дороже всего на свете? (Ответы родителей.)

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждой мамы, здоровье её ребёнка. А что же  такое здоровье? (Предлагаю родителям написать на листочках ответы и зачитать фразу   слух.)

Давайте выясним, что необходимо нашим детям, чтобы быть  здоровым? Предлагаю  вам  поиграть в игру «Неоконченное предложение» выйти, встать в круг и передовая мячик, договорить предложение.

- Мой ребёнок будет здоров, если….. (каждый день  будет делать  гимнастику).

- Мой ребёнок будет здоров, если….(правильно будет питаться).

- Мой ребёнок будет здоров, если….(будет закаливаться).

- Мой ребёнок будет здоров, если….(будет соблюдать режим дня).

- Мой ребёнок будет здоров, если…. (будет заниматься физкультурой).

- Мой ребёнок будет здоров, если…(будет весёлым и жизнерадостным).

Инструктор:  Итак, подведём итог, наши дети будут здоровы, если будут вести здоровый образ жизни!

РЕЖИМ ДНЯ

Особое место в здоровой жизни принадлежит распорядку дня. Режим каждого человека должен предусматривать определённое время для отдыха, приёма пищи, сна. Режим дня - это чередованное видов деятельности и отдыха в течение  суток с учетом  возрастных особенностей человека. От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и  самочувствие, настроение, здоровье. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, образовательной и игровой деятельностью. А  вам, родителям нужно следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не сильно отличался от режима, установленного в детском саду.  Режим дня ребёнка делится на две части: «до обеда»  и «после обеда». До обеда ребёнку полезно играть в активные и развивающие  игры, а после обеда лучше почитать книги, посмотреть мультики. Вечернее время лучше отвести для общения с ребёнком.

Кто из вас, уважаемые родители, соблюдает режим дня дома?

Ваш режим дня совпадает с режимом в детском саду? А как вы планируете свои выходные? (Выступление двух родителей.)

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Следующее слагаемое ЗОЖ – это утренняя гимнастика.

На ваш взгляд, что дает утренняя гимнастика?

И как часто вы проводите утреннюю гимнастику со своим ребенком?

Утренняя гимнастика - первый шаг к здоровью и обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду каждое утро обязательно проводятся комплексы утренней гимнастики. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ежедневно, оказывает  положительное влияние на  деятельность всех органов, способствует  формированию правильной осанки, и предупреждению плоскостопия. Утренняя гимнастика проводиться до умывания и завтрака. Лучше всего,  если вы будете делать утреннюю гимнастику вместе с ребёнком. Комплекс может состоять из 4-5 упражнений  и под весёлую музыку.

 Я предлагаю вам интересный комплекс  гимнастики, который используем мы в детском саду. (Зарядка №4.)

ПИТАНИЕ

А теперь поговорим о питании. Как вы считаете, каким должно быть здоровое питание? (Ответы родителей.)

Все это конечно правильно, но не секрет, что дети не хотят, есть кашу, овощи, молочные блюда.

Что делать в этой ситуации, как вызвать аппетит у ребенка к полезной пище?

Дайте блюдам необычные названия, приговаривайте разные «заклинания», когда готовите еду на глазах у ребенка.

Попробуйте ловко «прятать» нелюбимые ингредиенты в привычные блюда.

Иногда достаточно придать блюдам необычную форму, чтобы кроха с интересом принялся кушать ранее обычное блюдо. Запеканки украшайте смешными рожицами из овощей, пироги делать в виде ракет, звездочек или сердечек и выкладывать мозаики на бутербродах. Проявите фантазию, заинтересуйте своего ребенка и ни в коем случае не заставляйте его кушать, такое поведение только усугубит желание малыша.

А сейчас посмотрим, как это можно сделать. (Картинки красиво оформленных детских блюд.)

ЗАКАЛИВАНИЕ

Немаловажным  элементом в жизни и здоровье ребёнка является закаливание. Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов  окружающей среды. Существуют разные виды закаливания детей: обтирания, обливания, обливания ног, контрастный душ. Для таких процедур нужно обязательно проконсультироваться с врачом, так как имеются противопоказания. Я вам предлагаю более простые виды.  Возьмите два стакана. В один налейте горячей воды, а в другой холодной. Полощите горло, чередуя стаканы с водой. Заканчивать обязательно нужно горячей водой. Для того чтобы закаливание было более эффективным, добавьте в воду поваренную или морскую соль (на один стакан воды одну чайную ложку соли). Соль отличный антисептик!

Есть нетрадиционный способ закаливания горла – мороженным. Для этого нужно каждый день есть мороженое, но не увлекайтесь! Для того  чтобы процесс был полезным,  начинать нужно с пол чайной ложечки, постепенно увеличивая количество  на пол чайной ложечки каждые 3-4 дня.

В детском саду ежедневно проводится  бодрящая  гимнастика после сна. В комплекс входит:

1.     Упражнения в кроватях.

2.     Дорожка здоровья.

3.     Дыхательные упражнения.

Сейчас мы вместе с вами сделаем дыхательную гимнастику. «Гуси»,  «Ворон», и самую простую – «Насосы».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Всем известно, что особую роль в жизни  и здоровье ребёнка имеет развитие двигательной активности. У подвижного ребёнка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, весёлое настроение, он более ловкий и выносливый. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, осваивать новые движения. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. В детском саду  программа построена так, что дети всё время играют. И во время игры педагоги стараются привить детям желание беречь своё здоровье и заботиться  о нем.

В группах детского сада предусмотрены физкультурные  уголки  с необходимыми атрибутами для индивидуальной работы с детьми.

В детском саду проводятся:

1.  Спортивные досуги и физкультурные праздники.

2. Физкультурные  занятия, направлены  на охрану жизни и здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и  навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость).

3. Физминутки во время образовательной деятельности.

4. Ежедневно проводятся подвижные игры в группе и на прогулках.

А какие подвижные игры вы проводите дома с детьми? (Выступление  родителей.)

А я вам предлагаю игры в которые вы можете поиграть дома, в одну из них мы с вами поиграем:

 «Щит» - папа держит щит, а ребёнок кидает в него шарики из смятой газеты.  «Жонглёры» - кидать шарики в коробку.  «Кольцеброс».  «Твистер». Предлагаю поиграть в Твистер.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Еще один аспект здорового и счастливого ребенка – это эмоциональное здоровье. Уважаемые родители расскажите, как вы понимаете, что такое эмоциональное здоровье? (Высказывания родителей.)  

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка. Беседуя с ребёнком, вы также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса я вам предлагаю сделать несколько релаксирующих упражнений.

«Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара – смотрит влево …

Смотрит вправо, а потом опять вперед.

Тут немного отдохнет.  Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на».

А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на».

Предлагаю вашему вниманию ещё одно релаксирующее упражнение, которое называется “Драгоценность”, оно позволяет повысить эмоциональное состояние детей. Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Заключительная часть.

Уважаемые родители, согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле – здоровый дух! » Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем же они говорят, мы сейчас узнаем. Предлагаю вам собрать пословицы о здоровье из частей. (Родители собирают пословицы и поговорки из частей и зачитывают вслух.)

Здоровье – дороже золота.

Здоровье, не за какие деньги не купишь.

Рано в кровать, рано вставать – горя и хвори не будете знать.

Хлеб да каша сила наша.

Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Я желаю вам и вашим детям быть всегда здоровыми и весёлыми. Благодарю всех родителей, принявших участие в нашем семинаре. Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  2. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003.
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие / В.А. Деркунская. М.: Педагогическое общество России. - 2006.
  4. Лазарева H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ /Н.Н. Лазарева, А.А. Асташкина. - Тольятти. - 2009.
  5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

Интернет-ресурсы: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»

Приложение 1

Дыхательная гимнастика «Гуси»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Семинар - практикум с участием родителей. "Здоровье ребёнка в ваших руках"

Цель: способствовать созданию единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья». Задачи: 1. Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области сохранения и укрепления зд...

Семинар- практикум для воспитателей "Растим здорового ребенка"

Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни.Задачи:·         Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики;·...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов  некоторым рефл...

Семинар - практикум для воспитателей "Психоэмоциональное здоровье ребенка в ДОУ"

Познакомить с методами и приемами способствующими развитию психоэмоционального состояния детей....

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...