«Причины детских страхов и как их преодолеть»
консультация
Страх - боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга,от грозящего или воображаемого бедствия (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»).
А что такое детские страхи – это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?
Понять причины детских страхов – значит, помочь ребенку избавиться от них.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strahi.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Причины детских страхов и как их преодолеть».
Страх - боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга,от грозящего или воображаемого бедствия (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»).
А что такое детские страхи – это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?
Понять причины детских страхов – значит, помочь ребенку избавиться от них.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение.
У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше, чем при наличии полной семьи. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения, которая позволяет девочке более уверенно вести себя среди сверстников.
Влияют ли ссоры родителей на страхи детей?
-Безусловно, они оказывают негативное влияние больше на девочек. При этом обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей.
-Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
- Подобным действием обладает и вседозволенность для ребенка со стороны родителя другого пола, т. е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
- Часто, не задумываясь, родители сами внушают детям страхи своими нереализованными угрозами : «Заберет тебя дядя в мешок», «Не будешь слушаться, сделают тебе укол». Подобные угрозы вызывают страхи, в основном, у младших дошкольников, когда ребенок боится разлуки с мамой, верит в реальность угроз и в существование сказочных персонажей.
- У старших дошкольников возникновению страхов способствуют оскорбления, унижающие достоинство и подрывающие веру в себя.
Жизнь людей наполнена разлуками. Особенно мучительны разлуки для малышей. Дети часто испытывают страх, когда впервые приходят в детский сад, и родители оставляют там их одних. И это нормально, это положительный признак. Это значит, что ребенок привязан к Вам. Наша задача - смягчить его боль и помочь привыкнуть к новой для себя обстановке, при этом лучшее средство - ласка.
Помните, заставлять ребенка есть насильно – вредно с психологической и медицинской точки зрения. Необходимо осознать причины отказа от пищи. Плохой аппетит может быть следствием имеющихся у ребенка заболеваний, плохого самочувствия, неправильного питания, отсутствия режима или наличия у ребенка всевозможных страхов.
Все эти страхи – возрастные, т.е. страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, и являющиеся следствием их психического и личностного развития.
Есть и вторая группа страхов – невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности.
Детские страхи, что делать:
1. Никогда не пугайте детей ради послушания, ничем и никем. Когда придет время, вы постепенно познакомите ребенка с реальной опасностью, но не придумывайте мнимых и не существующих опасностей. Последствия таких запугиваний – мнительность, тревожность, пассивность, неоправданная осторожность, торможение развития инициативы.
2. Никогда не стыдите ребенка за испытываемый страх. Проявление страха ребенка – это для родителей сигнал о помощи, а не повод для насмешек. Испытывая стыд за свой страх, ребенок научается скрывать его, но бесследно он никуда не уходит, а лишь усиливается. Если не помогать ребенку справиться со своим страхом, то страх завладеет психикой ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет грызть ногти, сосать палец и т.д. Показательно, что женщины лучше преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов. Чего стоит сама фраза: «Не бойся, ты же мужик!»
3. Не оставляйте ребенка в одиночестве в незнакомой и не понятной для него обстановке. Постепенное исследование неизвестного, безболезненно проходит только радом со статусным взрослым. В разном возрасте ответом на страх являются различные реакции от призыва о помощи до самостоятельной защиты. Однако, если ребенка не научили адекватным реакциям, то скорей всего на поведенческом уровне закрепятся самые ранние детские реакции – затаиться, спрятаться, не шевелиться. Ребенок без помощи родителей будет находиться в постоянном страхе и тревоге. Ни о каком познавании мира не может быть и речи.
4. Никакой шоковой терапии. Ребенок сам не справится со страхом. Думать, что ребенок сможет сам пережить страх – большое заблуждение. Освоение нового навыка - это рациональный процесс – «левополушарный», переживание - это «правополушарный» процесс. Пока будет существовать тревога, научить чему-либо качественно и без последствий невозможно. Если вы хотите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не игнорируйте его желание убедиться в том, что вы рядом, подходите к нему. Конечно, если игнорировать его крик, то он научиться засыпать самостоятельно, но это будет сон изможденного криком ребенка. Смелым от этого ребенок не вырастет, но этот страх он будет нести с собой всю жизнь.
5. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном образе.
6. Развивайте своего ребенка. Ребенок боится всего неизведанного и непонятного, поэтому прикладывайте максимум усилий к тому, чтобы ребенок познавал этот мир. Чем больше он будет знать и понимать, тем меньше у него будет поводов для страха. Но не пытайтесь в ребенка впихнуть те знания, к которым он еще не готов.
7. Воспитывайте в детях оптимизм, уверенность и самостоятельность. Оградите ребенка от мрачной информации, давайте только ту, которую он может воспринимать в соответствии со своим возрастом. Смерти, похороны, катастрофы, болезни не должны быть предметом мыслей и обсуждений, пока ребенок к этому не готов.
8. Если вы заметили проявления страха, очень хорошо помогает рисование. Если ребенок рисует неведомое чудовище, то себя он может нарисовать в доспехах и с мечом. Здесь родительская интуиция вам поможет, но не игнорируйте страхи – это важно.
Через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции. Психологи заметили, что рисунки детей являются зеркалом их внутренних переживаний. Серные и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться.
Когда же в рисунках преобладают яркие, сочные краски это свидетельствует о жизненной активности, хорошем настроении, оптимизме.
1-й этап. Прежде чем рисовать страхи, следует увлечь ребенка процессом рисования. Попросить нарисовать на нейтральные темы: «На улице», «Любимое животное», «Моя семья».
2-й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего я боюсь».
Вначале выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов ( волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их
3-й этап. Рисование «Кем я хочу стать». Ребенок рисует свое будущее, а в нем нет места страхам.
9. Игра очень сильный инструмент в работе со страхом. Ребенок может попробовать себя в разных ролях, даже в роли Бабы Яги, но самое главное он находится рядом со взрослым. В игре, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в не страшное.
Наша с вами задача сделать так, чтобы ребенку было уютно в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
какова причина детских страхов
Страх - эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребёнка, особенно на втором году жизни, страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, н...
Cтатья для родителей "Причины детских страхов"
Обращайте внимание на то, что тревожит или пугает Вашего ребенка. Это поможет вовремя купировать страх и не дать ему развиться в фобию. ...
Виды и причины детских страхов.
Страх – это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, здоровья и благополучия. В ситуациях, связанных с реальной угрозой для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут ...
Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними».
Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрес...
Консультация для родителей «Причины детских страхов и как их преодолеть».
Консультация помогает родителям понять причины возникновения детских страхов и способы их преодоления....
Консультация для воспитателей "Детские страхи и как их преодолеть"
Консультация для воспитателей "Детские страхи и как их преодолеть"...
Памятка для родителей "Детские страхи и как их преодолеть"
Данная памятка предназначена для родителей и содержит в себе краткий информационный материал о детских страхах: причинах, видах, характерных проявлениях, возрастных страхах и приемах по их преодолению...