Консультация для родителей: «Игра – главное занятие в жизни ребенка»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей "Игра-главное занятие в жизни ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_-_glavnoe_zanyatie_v_zhizni_rebenka.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Игра – главное занятие в жизни ребенка»
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность и одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания ребенка в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, ребенок лепит с мамой и бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток, клещи и т.д. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия и взаимопонимания. Но для ребенка труд является ещё игрой.
Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре дети по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Если старшие члены семьи не помогают детям использовать этот опыт, то в игру переносятся лишь наиболее яркие моменты семейной жизни. Игровая деятельность ребенка в семье потому и бедна по тематике и содержанию, что лишь незначительное число отцов и матерей, бабушек и дедушек играют дома с двух-трех-летними детьми, а со старшими ещё меньше. Ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль, выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Этим игровое общение отличается от повседневного, при котором родители выступают наставниками.
Как же играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры?
- Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.
- Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать нотации, а эмоционально сближайтесь с ним.
- Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре, не «соскальзывайте» с неё на свою реальную позицию взрослого.
- Если дошкольник просит многократно повторить один и тот же сюжет, не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.
- Для развития речи детей полезны игры с куклами из варежек. Они могут изобразить не только рассказ из жизни ребенка за день, но и совершить путешествие в зоопарк, в цирк или в шутливой форме показать утреннюю ссору во время сборов в детский сад.
- В ходе игры взрослый показывает, как и о чем можно говорить с другими людьми, как благодарить, прощаться, выражать негодование, не соглашаться, выражать обиду. Можно предложить ребенку поменяться с вами ролями, ему это понравится.
- В дошкольном возрасте особенно ценятся вымышленные истории с воображаемыми героями. Ребенок будет придумывать свои истории, передавая, что с ним было в детском саду, во дворе, зоопарке, что понравилось, что вызвало страх или сострадание.
- Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать и сопереживать. А он в свою очередь начинает лучше понимать вас.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми. Игровое хозяйство пополняется стихийно: подарки родителей, родственников, друзей, которые покупают игрушки, руководствуясь своими вкусами, интересами, желаниями, материальными возможностями. Критериями приобретения игрушки является её яркость, новизна, внешняя привлекательность, а мотивом приобретения выступает желание порадовать, позабавить ребенка.
Какие же игрушки приобретать детям?
- Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
- Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
- Строительные наборы.
- Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольные игры, мозаики.
- Игрушки-забавы.
- Игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
Не покупайте ребенку агрессивные и страшные игрушки!
Но и при наличии достаточного количества игрушек в семье нужно дать возможность детям предметы домашнего быта (диванные подушки и стулья, посуду, мамин платок, туфли и т.д.). В играх эти предметы сохраняют свои функции (из ложки кормят куклу, из кружки пьют) или приобретают новые (стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т.д.), развивая детскую фантазию дополняя, обогащая сюжет, игровой замысел, содержание игры.
Как вести себя взрослым, когда ребенок играет.
- Разрешайте играть ребенку в разных уголках квартиры, дома: под столом, под стулом, в коробке.
- Создайте для детей коробки сокровищ: для девочек – цветные ленточки, коробочки, ободки, ожерелья, бусы, пёрышки; для мальчиков – ремни, фуражки, часы, машинки.
- Не прерывайте игру внезапно, приглашая на обед или на прогулку, т.к. для ребенка это не игра, а дальнее путешествие на корабле, полет в космос.
- Если ребенок придумал невидимку партнера, не волнуйтесь – это плод его фантазии.
- Не контролируйте ход игры.
- Давайте ежедневно время ребенку для самостоятельной игры.
- Осторожно и бережно обращайтесь с игрушками ребенка, не выбрасывайте сломанные, а лечите, ремонтируйте вместе с ним.
Используемая литература:
Назарова А.М. «Психологические особенности игровой деятельности дошкольников».
Инновационная наука. – 2016 - №2
Вершинина С.Л. «Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста». Липецк – 30.05.2
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.
Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – Дрофа, 2010
Метенова Н.М. Родителям о детях. – Липецк: Индиго,2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"
Игра - ведущий вид деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Как же можно поиграть с детьми дома? Какие игрушки купитьребенку? Родителям необходимо это знать....
Консультация для родителей "Игра и игрушка в жизни ребенка"
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...
Консультация для родителей. "Игра и игрушки в жизни ребенка"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей " Игра и игрушки в жизни ребенка"
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры, которые развивают, воспитыва...
Консультация для родителей "Игра- важное занятие в жизни ребенка".
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Консультация для родителей "Мяч - главная игрушка в жизни ребенка"
консультация для родителей по физическому развитию...
Консультация для родителей : «Игра – главное занятие в жизни ребенка»
Консультация для родителей...