Консультация для родителей "Мяч - главная игрушка в жизни ребенка"
консультация

Походенко Наталья Алексеевна

консультация для родителей по физическому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мяч – главная игрушка в жизни ребенка

Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в теннис, футбол, волейбол и пр. И все реже - в руках детей в качестве игрушки. Да и в детских играх мячам отводится скорее спортивно-оздоровительная роль. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития.

       Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.

      Мяч - прообраз мироздания. Младенец может завороженно рассматривать и нескончаемо долго поворачивать перед собой мячик, шарик или другой сферический предмет, удерживая его двумя ручками. Затем, едва научившись сидеть и ползать, малыш неизменно радуется, удивляется или даже сердится на то, что мяч от него убегает, причем в самом неожиданном направлении. Малыш пока еще не может самостоятельно передвигаться. Но мяч призывает его к движению.

Мяч - предмет для великого многообразия действий. Обхватывать и удерживать круглые предметы малыш научается к 4-5 месяцам, а вот выпускать из рук, катать и бросать - на протяжении следующих лет, руками, ногами, головой, посредством разных приспособлений. Пожалуй, в этом мячу равных нет и не было.

Минимальный набор мячей
Малышам необходимы: 1 небольшой резиновый мяч, 1-2 мягких мяча для игры дома и 1 прыгучий мяч для улицы.

Мяч - предмет наблюдения и  экспериментирования. Исследование качеств и свойств разных предметов имеет для маленького ребенка огромное значение. Так малыш знакомится с миром, в котором живет, и опытным путем осваивает его. Детские наблюдения закономерностей предметного мира невероятно оригинальны. Например, теннисный мяч можно удерживать одной рукой, а большой надувной - только двумя руками. Большой мяч может быть легким, а маленький - тяжелым. На папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке - шарик для пинг-понга. А как здорово бросать мяч с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол или землю, асфальт или песок, или звучание бубенчика внутри мячика... Но, пожалуй, самое увлекательное занятие для маленьких детей - это катание мячика, сначала руками, а потом ногами. И тут случаются забавные открытия. Маленький мяч в броске проскакивает между ручками годовалого малыша, с мягким тряпичным мячиком не хочется расставаться и ногой попасть по мячу и направить его к цели не так просто.

Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Это очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. А в 6-8 лет дети уже осознанно сравнивают и обсуждают свойства мячей.

Все эти наблюдения в раннем и дошкольном детстве ребенок делает сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея - все более осознанно. Собственный практический опыт и экспериментирование становится для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений.

 Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Еще не говорящий карапуз приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. Например, скатывать его с горки, закатывать в ворота, забрасывать в корзину или кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в футбол и играть в вышибалы можно только "договорившись" поиграть. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. 

 

Зачем же нам играть?

        Основная цель игр с мячом в раннем возрасте - помочь малышу научиться справляться с разнокалиберными мячиками (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), катать, ловить и целенаправленно бросать, пользоваться палочкой, клюшкой или другими подходящими орудиями для толкания, закатывания. При кажущейся простоте все эти игры требуют и хорошей координации, и умения управлять своим телом, и даже, в известной степени, эмоционального самоконтроля. Подобные игры, требуя от малыша перечисленных качеств, одновременно их и развивают!

      Такие важные составляющие развития как общая моторика, пространственное представление, координация, понятия "право-лево" необычайно важны в дошкольном детстве для развития мышления и речи.

Игрушки из разных материалов развивают тактильное восприятие и дают малышу на чувственном, бессознательном уровне знание о свойствах и многообразии мира.

       Подавляющее большинство игр с мячом имеет большой потенциал для социального развития, общения и взаимодействия. Разумеется, сам малыш может изобретать различные способы обращения с мячами, но ваше участие и пример совершенно необходимы!

Важно обращать внимание на свое внутреннее состояние, настроение, с каким мы играем с детьми, - как мы катим или бросаем. Дети внутренне сопереживают нашему жесту - небрежному или аккуратному, стремительному или медлительному. Внутренне ребенок стремится воспроизвести именно наш жест. Ваш положительный, веселый настрой в совместной игре зажигает в малыше его собственную активность и стремление к самостоятельности. 

                                         

                                          Как выбирать мяч


Мяч должен быть удобен и не вызывать у малыша слез от ощущения собственной неловкости!
Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч "непрыгучий" может быть "мячом катучим". Например, стеклянные шарики именно своей "непрыгучестью" и хороши! Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным - "непрыгучий" мяч кажется неживым.
Тяжесть/легкость. Для ребенка, только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш малыш управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.
Цвет. Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме. 
Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не бьется), резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т.д.
Окраска. Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Значение игрушки в жизни ребенка"...

Консультация для родителей дошкольников "Игрушка в жизни ребенка"

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам - психологам, родителям....

Консультация для родителей. Тема: "Игрушка в жизни ребенка"

Консультация для родителей. Тема:"Игрушка в жизни ребенка"...

Консультация для родителей "Деревянная игрушка в жизни ребенка"

А ведь игра для ребенка — это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не«потом». И в этом мире всё - это правда, а не выдумка.«Что такое хорошая игру...

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка».

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего ИГРУШКА. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.ИГРУШКА...