«Система взаимодействия педагогического коллектива с семьей».
консультация
Доклад "Взаимодействие с семьей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vzaimodeystvie_s_semey.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области»
Доклад на тему:
«Система взаимодействия педагогического коллектива с семьей».
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Ровеньский детский сад №1
комбинированного вида
Белгородской области»
Гатаулина Н.И.
п. Ровеньки 207год
Для современного учреждения дополнительного образования важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в учреждение дополнительного образования?»- это вечная «головная боль» всех педагогов. В связи с этим перед педагогами стоит важная и ответственная задача- сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.
Определяющая роль в установлении взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Формы работы педагога с родителями разнообразны:
индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями, дни консультаций родителей ;
групповые: работа с активом, родительским комитетом;
коллективные: родительские собрания, общие родительские собрания учреждения, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные воспитательные мероприятия и т.д.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций родителей и дачи им практических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные обучающиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов.
Очень важной является индивидуальная работа с родителями обучающихся, которые проявляют особые способности или особую одаренность в области творчества, искусства. Контакты с родителями таких обучающихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу.
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета.
Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Коллективные формы работы
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения дополнительного образования к воспитанию детей.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Встречи родительской общественности с администрацией учреждения, педагогами. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Для нашего учреждения дополнительного образования наиболее характерны такие формы установления контактов с родителями, как работа с родительским комитетом, консультирование и педагогические поручения, что обуславливается добровольностью и необязательностью получения детьми дополнительного образования и как следствие отстраненность большинства родителей от жизни детского творческого коллектива и проблем детей в частности.
Виды педагогических поручений:
- Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство детским клубом, индивидуальное шефство, наставничество и т.д.
- Поручения, предполагающие оказание организационной помощи педагогу - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми и т.д.
Широко используется педагогами дополнительного образования такая форма работы с родителям, как консультирование.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, о его успехах, его творческом потенциале, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося. Консультирование родителей педагогами дополнительного образования бывает двух типов:
- методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка – для вновь поступивших детей и одаренных детей – способов дополнительного образования);
- психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Однако, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Учреждение дополнительного образования было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. К этому надо быть готовым, начиная строить систему работы с родителями обучающихся.
Правила
эффективного взаимодействия педагога с семьями обучающихся
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Умейте терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!
Готовясь к встрече с семьей ребенка, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту!
Если родители принимают активное участие в жизни детского коллектива, их усилия должны быть отмечены руководителем и администрацией образовательного учреждения!
Правила установления контактов с семьей обучающегося
Первое правило. В основе работы образовательного учреждения с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей – взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения образования. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"
Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»
: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.
В данной статье представлен материал для родителей. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. ...
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и администрацией ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вкл...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников...
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...
Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»
Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...