Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»
методическая разработка (младшая группа)

Бондарева Инна Владимировна

 Родители  часто беспокоятся о том, что  их чадо не знает или путает цвета и это связано с темпами развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Сейчас я  постараюсь ответить на эти вопросы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_master-klass.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Как научить детей различать и называть основные цвета»

Здравствуйте! Я  Инна Владимировна воспитатель  младшей группы.

 Родители  часто беспокоятся о том, что  их чадо не знает или путает цвета и это связано с темпами развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Сейчас я  постараюсь ответить на эти вопросы!

Беспокойство родителей конечно  неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок.

При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:

  • в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);

  • при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);

  • средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;

  • старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепкиаппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем солнышко  жёлтым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета в игровой форме?

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать?

Сортируем мозайку по мискам, разноцветные пуговицы.

А также выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями.

Или находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крыши для домиков, колпачки для гномиков или домики для гномиков, ниточки для шариков и многое другое.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути.

 Что можно делать в «цветной» день:

Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

Надеваем одежду соответствующих тонов;

Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;

На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;

Играем с цветовой сенсорной коробокой;

Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек);

Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;

Играем в лото заданного цвета;

Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)


Я перечислила для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

Развивайтесь вместе с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как научить детей различать и называть основные цвета»

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Научить детей точно, полно и расчленённой воспринимать п...

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"

Консультация для родителей "Как научить детей различать и называть цвета"...

Как научить детей различать и называть основные цвета

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстати, на красках и хотелось бы ...

Как научить детей различать и называть основные цвета

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Палитру цветов и оттенков нужно н...

Консультация "Как научить детей различать и называть цвета"

Как научить детей различать и называть цвета...

Мастер-класс по рисованию для детей 6 лет на тему «Цветы в вазе» в технике «граттаж»

Цель и задачи• закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);• развивать мелкую моторику ру...

Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»

Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»...