Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.
Научить детей точно, полно и расчленённой воспринимать предметы, их разнообразные свойства призвано сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
На основе восприятия цвета формируются соответствующие представления о нём. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой, игре, но и использовать его как сигнал к действию в быту - например: понимать сигналы светофора).
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую роль играет сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить, что цвета одинаковые или что они разные. При этом он может ещё и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый.
Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора, по образцу, затем к обучению его называния цветов.
Находить предмет по образцу, или такому же предмету помогают игры: "Постройка башни из кубиков", "Найди такой же", "Подбери предметы", "Грибочки, кружочки по местам", "Подбери бабочку к цветку" и т.д. В повседневной жизни необходимо обращать внимание на цвет одежды, цвет предметов дома и на прогулке.
Когда ребёнок сможет узнавать цвет и действовать с ним, можно переходить к более сложному приёму-показу предмета с называнием цвета. Однако первый приём (показ по образцу), продолжайте использовать. Знакомить детей с названием цвта нужно в следующем порядке: красный-синий, синий-жёлтый, жёлтый-зелёный. И всегда брать предметы двух цветов, чтобы ребёнок мог выбрать нужный цвет путём сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Чтобы убедиться в том, правильно ли ребёнок третьего года употребляет слова-названия цвета, можно предложить ему следующее задание: положить перед ребёнком 2 кубика красного и зелёного цвета на расстоянии 12-15см один от другого (красный-слева от него, а зелёный справа). Скажите ребёнку, указав на красный кубик: "Это красный". Аналогичным образом укажите на зелёный, пояснив: «Это зелёный». Затем попросите ребёнка показать, где красный, и дать вам его(результат оценивать плюсом или минусом).Кубики меняйте местами 4 раза. Если все 4 раза он показал правильно, то можно считать, что он действительно знает и правильно употребляет слова (названия этих цветов).
Если же ребёнок допустил хоть одну ошибку, то есть, все основания сомневаться в том, что он знает названия цветов.
Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к 5 годам. Именно на третьем году жизни ребёнок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки красками пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "идёт снег", "зайчики прыгают" и так далее. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.