Консультация «Адаптация ребенка раннего возраста в детском саду»
консультация (младшая группа)

Соломатина Елена Викторовна

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya1.docx454.96 КБ

Предварительный просмотр:

     C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

Консультация для родителей.

«Адаптация ребенка раннего возраста

в детском саду»

   Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.

   Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч-​ный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

  Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Так как это связано со многими моментами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их  родители. Но проблемы привыкания к детскому саду окружают каждого ребенка.

  Детям любого возраста бывает непросто начинать посещать садик. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиолого-психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

• наличие отрицательных эмоций, в том числе страха;

• отсутствие общения ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• забывание навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижается аппетит;

• ребенок молчит;

• заторможенность или гиперактивность;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания из-за стресса.

Родители.

   Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада  (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитатель, если увидит такое.).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• Легкую (14-30 дней);

• Среднюю (30-60 дней);

• Тяжелую (от 2 до 5 месяцев).

  По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

  Конец адаптации - это момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает,что:

• утром ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок контактирует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

• восстанавливается аппетит.

   Как протекает адаптационный период?

  Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

• Возраст;

• Состояние здоровья;

• Уровень развития навыков самообслуживания;

• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

• Сформированность предметной и игровой деятельности;

• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Дети до 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

  Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

 

 Дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности:

 мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место.      C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

   Когда ребенок приходит в садик, то он сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Так же ребенку надо привыкнуть к новому режиму дня. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет исполненна полностью.

  И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

• Режим.  Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

• Психологическая незрелость ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная, так как она связана с индивидуальными особенностями малыша. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

   

  Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

  К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

• самостоятельно садиться на стул;

• самостоятельно пить из чашки;

• пользоваться ложкой;

• обладать навыками самообслуживания.

   Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

• Строго напоминать о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Малыши такого маленького возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете за ним.

• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым и ни безопасным.

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

• Нельзя говорить ребенку, что вы скоро придете, хотя вы уходите на целый день. Пусть малыш знает, что мама придет нескоро, так как ей надо на работу, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к маме.

Отдавая ребенка в ДОУ, у родителей могут возникнуть следующие трудности:C:\Users\Сергей Соло\Desktop\1585604720_51-p-shabloni-dlya-detskikh-fonov-107.jpg

• это неготовность родителей  к отрицательной реакции ребенка на ДОУРодители бывают напуганы к слезам ребенка, растеряны, ведь дома он с удовольствием соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние малыша в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

• Родители часто обвиняют и наказывают ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

• Привыкание ребенка к детскому садику может затянуться на 3 месяца.

• Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам, так как дети активны.

Рекомендуется:

• Больше времени находиться со своим ребенком в именно этот момент, так как мама этим показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события, которые случились за день - верный знак того, что он освоился.

• И главное - это общение. Спрашивайте, у своего ребенка как проходил его день, что нового они узнали, что он кушал.

  Какой период времени ребенок адаптируется, никто не знает, так как все дети индивидуальны. Но стоит заметить, что адаптация ребенка в ДОУ - это в своем случае, как тест для родителей, как они готовы поддержать своего малыша и  вместе с ним преодолевать трудности.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"

Цели рекомендаций: повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада; развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и педагогов детского ...

Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.«Адаптация» - от лат. «приспособляю». Это серьезное испытание для малышей: ...

Консультация "Адаптация ребенка к условиям детского сада"

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения. Что лучше всего сделать для минимизации первоначального стресса ?...

Адаптация детей раннего возраста детскому саду.

Детский сад- большое испытание для малыша. Поэтому на данный момент очень актуальна тема адаптации детей раннего возраста в детском саду. От того, как взрослые подойдут к ребенку и как воспитатели смо...