Малышарики: от 0 до года :-)
консультация
Интернет пестрит статьями по раннему развитию, как чуть ли не с рождения , малышей учат по карточкам разным умениям. Есть сторонники раннего развития, есть противники (зачастую психологи, которые ратуют за своевременное развитие каждого умения и навыка в свой сензитивный период). Но как нам, родителям понять где в развивающих занятиях "поднажать", а где сбавить обороты, чтобы не навредить? Для этого необходимо понимать нормы и особенности развития каждого возраста. Остановимся на возрасте до года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagih_ot_0do_goda.doc | 46 КБ |
blagih_osobennosti_rannego_vozrasta.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по психологическому развитию ребенка до года (важные вопросы воспитания и развития ребенка до года)
Подготовил: педагог-психолог Благих А.В.
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Развитие ребенка до года
К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, начинает понимать смысл слова «нельзя», начинает ходить (ходить в промежутке от10мес. до 1г.3мес).
К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
Приучение к горшку
Еще недавно многие медики и педагоги были категоричны: как только ребенок начнет сидеть, его немедленно надо начинать „высаживать". Были и более радикальные методы — держать ребенка над горшком чуть ли не с рождения, вырабатывая у него условный рефлекс. Да подобные методы практиковали (и нередко успешно) паши бабушки и мамы. Но с появлением одноразовых подгузников и гуманистически настроенных родителей на проблему стали смотреть уже под другим углом зрения. Приучать ребенка к горшку сочли целесообразным тогда, когда он становится достаточно разумен и понимает, чего от него хотят. Всему свое время: приучение к чистоплотности важно, но не стоит слишком уж торопить события. Ведь, как показывает практика, к 2,5-3 годам все детки осваивают горшок (нечастые «аварии» не считаются).
Первый этап: покупаем горшок
Когда вашему ребенку будет около года (или немного раньше). купите горшок и поставьте в детскую. Через несколько дней попробуйте посадить на него малыша в одежде, а еще через день-другой — как полагается. Объясните на словах, что он должен сделать Минут через 5-10 поднимите его и если вам повезло и малыш случайно воспользовался горшком по назначению, похвалите сто (но не слишком бурно). С этой поры продолжайте сажать ребенка на горшок по нескольку раз в день но не переусердствуйте и не спровоцируйте упрямства с его стороны. Этот этап очень важен, если вдруг ребенок невзлюбит горшок (а это часто бывает при форсировании обучения), лучше уберите его на несколько недель, а потом начните все заново. Считайте, что вы добились хорошего результата, если к концу первого этапа — спустя полгода с покупки горшка ваш малыш во время бодрствования:
- ходит по-большому, как правило, в горшок:
- часто, но не всегда, ходит в горшок и по-маленькому. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, и тогда он будет стараться угодить вам
Второй этап: днем без подгузника Во время дневною бодрствования перестаньте надевать своему ребенку памперс. Лучше всего переходить к этому этапу летом на даче. Закупите достаточное количество простых хлопчатобумажных трусиков, шортиков, носочков — всего, что вам придется так часто менять.
Теперь ваша первоочередная задача — приучить ребенка днем, во время бодрствования, делать свои дела только в горшок. Для этого выполняйте несложные- правила:
- Всегда держите горшок на видном месте.
- Не ругайте малыша за оплошности . но вот укоризненное ..ай-яй-яй" не помешает.
- Поощряйте его проситься самостоятельность, но, скорее всего, положиться на него в этом вопросе можно будет еще нескоро. Поэтому не теряйте бдительность, сажайте ребенка на горшок каждые час-полтора.
Одновременно (если дело происходит летом) приучайте, его мочиться на прогулке „под кустик". В холодное время года надевайте на улицу одноразовый подгузник. В конце этого этапа (примерно к двум годам) трусики у крохи во время бодрствования должны оставаться сухими.
Третий этап: послеобеденный сон. Если ваш малыш уже долгое время просыпается днем сухим, значит, пришла пора отказаться от памперса на время дневного сна. Делать это раньше нет смысла. Если подгузник еще тяжелый, значит, мочевой пузырь вашего ребенка пока не настолько окреп, чтобы он мог терпеть 2-3 часа послеобеденного сна. И еще одна задача третьего этапа – приучить малыша самостоятельно вспоминать о горшке. Впрочем, специальных тренировок для этого обычно и не требуется. Многие мам отмечают, что после двух лег дети начинаю: проситься сами. Главное — держать горшок на виду.
Четвертый этап: заключительный.К 2.5-3 годам пора будет совсем отказаться от подгузников. Не давайте малышу после ужина много пить. Кроме того, возможно, вам придется несколько раз за ночь поднимать его, чтобы посадить на горшок. Можете на этот период надевать малышу специальные „учебные" непромокаемые трусики, а когда необходимость в них отпадет, переходите на обычные.
Кстати, осваивать горшок ваш ребенок будет не без фокусов. Затяжные периоды упрямства (ничего не сделал в горшок, но потом сразу намочил или испачкал штаны), забывчивости, ночных „аварий" и прочих регрессов будут повторяться не раз. Не теряйте терпения и юмора, это все, что можно поделать в такой ситуации. Ведь однажды наступит момент, когда вы с удивлением поймете: «А ведь за последний месяц он ни разу не описался!»
Выбор игрушек
Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность. Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.
Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:
1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.
2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске– развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.
3. Большая неваляшка - с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.
Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.
Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:
1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.
Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.
2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.
3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.
4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.
В итоге, хочется отметить, что, конечно, есть возрастные нормы, на которые необходимо ориентироваться при воспитании ребенка. Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Кроме этого, не стоит думать, что развитие ребенка происходит спонтанно и само собой. С ребенком обязательно необходимо заниматься. Важно как можно больше разговаривать с ним, все объяснять, читать книжки, рисовать, двигаться по музыку и т.п.
В процессе развития ребенка не стоит опережать события и ждать от ребенка того, что он пока не может выполнить. К примеру, не стимулируйте делать ребенка первые шаги, если он еще не умеет ползать и неуверенно сидит. Это может привести к слабому развитию мышц тела и формированию неправильной осанки. Это же относится и к другим сферам развития ребенка. Главное – не торопитесь с результатом, так как большие объемы информации могут перегрузить ребенка. Всему свое время.
Предварительный просмотр:
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
Педагог-психолог Благих А.В.
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
- Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
- Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
- Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
- Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
- Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
- Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
- Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
- Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
- Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
- Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
- Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
- Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Малышариков
Развлечение для старших дошкольников...
Конспект интегрированного занятия по математике во 2 младшей группе "Поможем малышарику"
Интегрированное занятие по математике, где обучаем детей в игровой форме сравнивать предметы по длине, величине, цвету, форме. Закрепляються знание геометрических фигур....
Конспект НОД по развитию речи с детьми младшей группы на тему: "Спор Малышариков"
Конспект построен с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей. Целью является выделение характерных особенностей сезонов зимы и весны в сравнении....
Готовность групп к началу нового учебного года (Малышарики) 2019-2020
В нашем детском саду уже стало очень хорошей традицией проводить конкурс "Готовность групп к началу нового учебного года", все группы готовятся к этому конкусу, выискивают новые идеи. Вот и ...
Выставка поделок из овощей и природного материала " Осенние чудеса" (Малышарики)
Несмотря на то, что мы самые маленькие в детском саду наши детки с помощью родителе конечно, приняли участие в нашей выставке "Осенние чудеса". Хочу выразить огромную благодпрность тем родит...
Новогодняя сказка (2019) Малышарики
Вот такую сказку мы с родителями постарались и сделали для нашик малышей....
Наши будни в детском саду (фотоотчет) Малышарики
Каждый день в детском саду - это впечатления, игры, общение, занятия интересными делами, творчество. Будни в детском саду проходят очень весело и занимательно. У детей совсем нет ...