Возрастные особенности ребенка 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей, обучающихся подготовительной группы о возрастных особенностях ребенка 6-7 лет.
Может использоваться для стендов или папок-передвижек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_6-7.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНИМАНИЕ! Консультация на 4 страницах
Подготовил: педагог-психолог Лемехова А. В.
Источник: «От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, http://www.psiholog-blr.ru/p/2-3.html
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет
Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка. Изменения затрагивают практически все сферы его существования.
Основным видом познавательной деятельности у детей 6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Дети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособления к школьной жизни и успешного обучения.
Отмечается бурное развитие основных психических процессов.
Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Начинает проявляться логическое мышление. Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
Ребенок 6-7 лет:
- активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии;
- хорошо ориентируется в пространстве;
- интересуется, как и из чего сделаны предметы;
- составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
- умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
- легко понимает принцип действия сложных игрушек;
- с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система требований, которые предъявляются к первоклассникам. Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным целям.
Ребенок готов к расширению собственного микромира, он более охотно налаживает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские отношения.
У ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты.
Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.
У шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся привлечь к себе внимание. Причем дети делают это всеми доступными способами, даже с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребенок очень огорчается любым неудачам.
В 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика. Нравственное воспитание формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков. Поэтому ребенок может начать врать, чтобы не расстраивать их и избежать наказания. Родители по-прежнему являются примером для подражания, ребенок копирует их привычки и поведение.
Шестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слезы и агрессию (хотя это еще не всегда удается). Понимание того, что их окружает огромный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов, которые дети не могут контролировать.
В таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребенок во всем придерживается ее (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).
Дети уже хорошо владеют навыками самообслуживания, могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля их самостоятельности в быту и повседневной жизни.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с:
- освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
- освоением форм позитивного общения с людьми;
- развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности ребенка 2-3 лет
Кто он - ребеенок 2-3 лет? Над этим вопрсосм задумывается каждый, у кого есть ребенок....
Возрастные особенности ребенка 3 лет.
Кризис 3 лет, как предупредить нежелательное поведение ребенка. Советы родителям....
Возрастные особенности ребенка 3-4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....
Возрастные особенности ребенка 3-го года жизни
материал для родителей...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА.
"Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)"....
Доклад на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальны...
Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...