Возрастные особенности ребенка 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Лемехова Анастасия Валентиновна

Консультация для родителей, обучающихся средней группы о возрастных особенностях ребенка 4-5 лет.

Может использоваться для стендов или папок-передвижек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_4-5.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ! Консультация на 2 страницах

Подготовил: педагог-психолог Лемехова А. В.

Источник: «От рождения до школы.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, http://www.psiholog-blr.ru/p/2-3.html

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. 

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым: 

  • способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет,
  • могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты,
  • способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку: величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина,
  • совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.  Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с:

  • развитием игровой деятельности;
  • появлением ролевых и реальных взаимодействий;
  • с развитием изобразительной деятельности;
  • конструированием по замыслу, планированием;
  • совершенствованием восприятия,
  • развитием образного мышления и воображения,
  • эгоцентричностью познавательной позиции;
  • развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации;
  • формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками;
  • дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности ребенка 2-3 лет

Кто он - ребеенок 2-3 лет? Над этим вопрсосм задумывается каждый, у кого есть ребенок....

Возрастные особенности ребенка 3 лет.

Кризис 3 лет, как предупредить  нежелательное  поведение  ребенка. Советы  родителям....

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА.

"Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)"....

Доклад на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальны...

Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...