Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
консультация
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_lyuboznatelnosti_u_detey.docx | 197.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Воспитание любознательности не требует каких-то особенных занятий и осуществляется в процессе жизни ребёнка. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но, если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.
Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому. Каждый ребёнок по своей природе исследователь.
Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира. Для повышения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности. Желание задавать вопросы необходимо развивать, но при этом необходимо показать ребёнку способы самостоятельного поиска ответа.
Главное, не отказывать ребёнку в общении, не отмахиваться от его вопросов.
Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи, стараясь при этом не перегружать ребёнка лишними знаниями. Важно не только отвечать на детские вопросы, но и самим задавать вопросы своему ребёнку. Ваши вопросы активизируют мысль ребёнка, учат делать выводы и умозаключения. Не только беседы важны для развития любознательности.
Это и способность к наблюдению. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к окружающему миру, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей. Большое значение имеет также экспериментирование детей с разным, в том числе и с природным материалом. Проведение опытов - увлекательное занятие для малыша, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Очень эффективно любознательность развивается с помощью отгадывания и придумывания загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои. Важны для развития мыслительных и речевых способностей и природоведческие беседы с ребёнком, чтение детских художественных произведений, комментирование и разбор путаниц, посещение музеев, важно поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений. Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память.
Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.
Мы разные - взрослые и дети, пока они нуждаются в нашем общении не надо их отталкивать, нужно отдавать им все свободное время.
Оформление Прошкина Е.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой»
Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – одна из задач ум...
Консультация для родителей.Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»
Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию....
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга»
Консультация знакомит родителей с новым направлением в познавательной деятельности - игрой геокешинг....
Консультация для родителей "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендации родителям для развития любознательности детей. Если вы хотите подробнее узнать о развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, читайте:http://detstvogid.ru/catego...
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования геокешинга».
Каждый родитель часто задумывается и задает на внутреннем уровне себе вопросы «Чем увлечь ребенка в выходные или свободное время? Какие новые игры купить или придумать?» Ведь хочетс...
Консультация для родителей "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста" (март 2024 года)
Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познаватель...