Роль семьи в правовом просвещении детей
методическая разработка (старшая группа)

Материал рассказывает о ороли семьи в правовом просвещении детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_pravovom_vospitanii_detey.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                   «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» Г. ПРОКОПЬЕВСКА          (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Роль семьи в правовом просвещении детей

Зиянчурина Е.В.,   воспитатель МБОУ «Школа № 18»

Прокопьевск, 2020

                РОЛЬ СЕМЬИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

        Правовое воспитание в современных российских условиях призвано занять одно из ведущих мест в системе воспитания всего народа, всех его слоев, социальных, профессиональных и иных групп, дойти до каждого человека. Формирование элементов и всей правовой культуры граждан происходит во всех социальных системах и структурах чаще всего по механизму научения — неосознанного  формирования их у граждан.

      Наибольшее значение имеют основные педагогические системы, где это влияние должно носить осознанный, целеустремленный и продуманный характер. Семья, выступая первичной ячейкой общества кладет начало этому. Жизнь человека начинается в семье, и под влиянием ее особенностей у человека формируются первые впечатления об окружающем мире.    

      Целенаправленное и педагогически эффективное правовое воспитание должно начинаться с семьи, закладывающей основы отношения подрастающего поколения к себе, другим людям, обществу и закону. Чаще всего «трудные» дети бывают потому, что есть «трудные» семьи. Отношение к праву зарождается у ребенка под влиянием родителей и других родственников, учавсвующих в его воспитании.  

Выражение «дети — зеркало семьи» при всей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле. Свои приоритеты и нравственные ценности: в одной семье во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманизм; в других напротив царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давай сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не только злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама, возможно, будет страдать от упрямства сына, а воинственный папа обрекает себя на постоянные выслушивания жалоб учителей «дрался на перемене».

Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких качеств, которые постоянно демонстрируют.

Важный фактор становления личности — осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим  ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола, и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона. В условиях семейного воспитания он ограниченно усваивает привычки согласующегося с нормами поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности, регулируемой законодательством. Сам уклад семейной жизни, личный пример правопослушного поведения.

Практика показывает, что правовое воспитательное влияние семьи тем действеннее и эффективнее, чем действеннее, эффективнее задействованы резервы внутрисемейной жизни и внешние обстоятельства, ей сопутствующие. Основное влияние на детей оказывает, прежде всего, пример правопослушного образа жизни их семьи, неукоснительное выполнение всеми членами действующих правовых норм и законов, демонстрация членами семьи в жизни, поведении, отношение к ребенку, разговорах, решениях положительного отношения к правовым нормам, а также праворазъяснительная работа с детьми. Этот пример и работа должны быть постоянными и повседневными, начиная с правил перехода улицы, своевременной явке в детский сад и в школу и прочее.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых — научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.

Ульяна, 5 лет.

У нас дома живет кошечка, ее зовут Азя. У нее короткая шерстка - "лысая", она серого цвета. У нее зеленые глаза, короткие ушки, длинный хвост. Она ест все, что мы едим. Может утащить колбаску, котлетку. Любит залазить на стол и воровать что-нибудь вкусненькое. Мы ее ругаем, но она не слушается. Я люблю с ней играть. Помню мы с сестренкой в ванной купались, и она запрыгнула в ванну и нас поцарапала. У ней есть свой домик - будочка, в него мы положили покрывало, чтобы ей было тепло спать. Она очень любит спать со мной. Когда она ко мне приходит, мне даже хочется плакать от радости! Она любит проказничить где хочет. Не любит когда ее обижают, потом злится, шипит и царапает того, кто ее обижает. Она любит когда ее гладят по животу и сразу засыпает.  

Ксеня, 5 лет.

У нас дома живет собака. Она бульдог, ее зовут Тося. Она большая,  с   короткой шерстью, черного, белого и коричневого цвета. У нее большие, кривые, клыкастые зубы. Тося веселая, добрая, красивая. У ней специальный собачьий корм. И она очень любит мясо и сладости. Она любит дрыхнуть, храпеть. Во сне она может немного тяфкать. Она любит играть с мячиком и с мягкими игрушками. Когда нас нет она грустит. И очень радуется когда мы возвращаемся. Однажды она со мной играла и укусила меня за палец на ноге. Сначала мне было больно, я на нее обиделась. А потом простила, потому что я ее люблю.

Эвелина, 5 лет.

У нас дома живет кошечка Тома. Она маленькая, белого цвета, а лапки черные. Мы кормим ее молоком, супом и рыбой. Она любит играть со мной и с моими друзьями. Играет с моими куклами. Я включаю на кукле кнопочку и она поет, а кошка Тома радуется. Мы ей купили маленькую коечку с маленькой подушечкой и одеялком. Я ложу ее на кроватку, она удобно ложится и я ее накрываю. Тома засыпает. Она радуется когда я прихожу из детского сада и бежит ко мне. Она меня любит, и я ее тоже!

Данис, 5 лет.

У меня живут две птицы. Одна белого цвета, а вторая серого. Они маленькие, есть крылья, лапки оранжевого цвета, клюв желтого цвета. Как они называются я не помню. Живут они в клетке. Она стоит в зале. В ней есть две кормушки, специальный мел, чтобы точить клюв. В специальном целиндре находится вода. В клетке еще есть качеля, специальные палки, чтобы сидеть. Кормлю я их птичьим кормом. Его мы покупаем в магазине. Они больше любят разминаться и летать. Песни поют, чирикают и в это время слышно как у них стучит клюв. Я люблю за ними смотреть как они едят, пьют воду, играют. Мама меня просит помочь ей в уборке клетки. Я помогаю смотреть, чтобы птицы не вылетели из клетки в то время когда она убирается.

Дима, 5 лет.

У нас дома живет хомяк. Он еще маленький. У него шерстка белого цвета, магкая, гладкая. Мы кормим его специальным кормом, семечками, свеклой, морковкой, хлебом. Ночью он не спит, ходит, охотится, играет. А утром ложится спать. Он любит прыгать со стола, кувырок и падает на подушку. Я играю с ним маленьким мячиком-"попрыгунчиком". Я ему его бросаю, а он ловит. Он сильный, поднимает разные игрушки. С моей кошкой хомяк не дружит, они ссорятся, дерутся.

Ярослав, 5 лет.

У на дома живет котенок, два попугая и собака Алистер. Но больше я люблю котенка Филю. Он разноцветный, черный с большими белыми пятнышками. У него зеленые глаза, шерстка гладкая и мягкая. Он любит суп, мясо, колбаску. Он любит играть мячиком, маленьким:  катает его и ловит. Когда я с ним играю он хватает мою руку  и кусает. Он добрый, хитрый, очень шустрый. Я даже не могу его догнать. Когда папа спит, он его хватает за ноги. Спит Филя со мной, на моих ногах. Когда я прихожу из детского садика он очень радуется!

     Тему для практического задания я выбрала "У нас дома живет..." Дети любят разных животных и очень привязаны к ним. И всегда с большим желанием рассказавают о своих питомцах различные истории из жизни.

     Для выполнения задания я пригласила шесть детей: три девочки и три мальчика. Я решила понаблюдать и сравнить как справятся с заданием девочки и  мальчики.

      В начале беседы  я объяснила детям, что они с родителями часто выполняют похожее задание. Родители записывают перессказ прочитанного рассказа, продиктованного ребенком. "Сегодня, вы дети - сами писатели и будите придумывать рассказ "У меня дома живет...", а я буду записывать." Я составила схему рассказа, и объяснила ее детям.  Дети с большим желанием  откликнулись на мое предложение. Они захотели поскорее рассказать кто живет у них дома. Девочки были более эмоциональные, а мальчики более вдумчивы и рассудительны.  Ксеня даже попросила свой рассказ взять домой и показать маме. А Ярослав захотел рассказать о всех питомцах, которые живут у него дома. Но я попросила рассказать сначала об одном, которого любит больше всех. С заданием справились все дети. Рассказы детей мы разместили в уголке для родителей. И предложили всем остальным детям  написать  дома рассказ "У меня дома живет..." Дети с большим желанием написали рассказы, а я потом зачитала их в группе. Дети были довольны.

     Анализируя написанные рассказы делаю вывод, что необходимо продолжать работу по формированию грамматического строя речи. Особое внимание  в обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций, правильное согласование слов в предложении. Мы должны научить ребенка сознательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств в процессе построения связного монологического высказывания.

Итоговая работа

Тема: "Формирование речи дошкольников старшего возраста"

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается  особая роль.  В ходе наблюдений за речевым поведением детей группы в быту и в игровой деятельности я  пришла к выводу, о необходимости проведения дополнительных занятий по развитию связной речи. Я разработала план занятий.

План занятий по развитию связной речи:

  1. "Путешествие в страну сказок".
  2. Составление описательного рассказа о зиме.
  3. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
  4. Составление рассказа из личного опыта "Дом, в котором я живу".

При пересказе литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать время действия, придумывать события, предшествующие зображенным и последующим за ним.

Рассказывание из серии картин, формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта. Обучение связности высказывания совершенствует составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

 Анализ занятий.

 На занятии "Путешествие в страну сказок" дети с удовольствием рассказавали эпизоды из знакомых сказок, передавая диалогическую речь, меняя интонации; хорошо узнавали изображенные эпизоды, отвечали на вопросы; старались правильно оценить поступки героев. Нужно продолжать учить детей использовать в ответе сказочные эпитеты, сравнения, народные выражения.

На занятии "Составление описательного рассказа о зиме" не все дети справились с поставленными задачами. Нужно продолжать учить детей составлять сложные предложения по картинкам. Закреплять составление предложений со сложным предлогом.

На занятии "Составление повествовательного рассказа по сюжетной "Помощь зимующим птицам" большая часть детей справились с заданием. Необходимо продолжать учить описывать картину, называя предметы, признаки и действия; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

На занятии "Составление рассказа из личного опыта "Дом, в котором я живу" практически все дети справилися с поставленными задачами. Нужно продолжать развивать умение строить сложные слова.

 Развитие связной речи неотделимо связано со всеми другими задачами речевого развития: развитием звуковой культуры речи; обогащением словаря ребенка; формированием грамматического строя речи.

 

Конспект занятия по развитию речи

"Путешествие в страну сказок"

Программные задачи:

  1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями героев сказок;
  2. Учить узнавать, из какой сказки изображен  на картинке эпизод, и давать точные ответы еа вопросы воспитателя, поставленные по картине;
  3. Учить правильно оценивать поступки  героев, осуждать или одобрять их;
  4. Формировать грамматически правильную речь у детей. Учить использовать в ответе сказочные эпитеты, сравнения, народные выражения.
  5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал: картины по сказкам: "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Лиса и журавль", "Гуси-Лебеди"; шапочки лисы и журавля, кувшин и тарелка.

Предварительная работа: Рассказывание сказок воспитателем и детьми, просмотр диафильмов, мультфильмов, рассматривание картин.

Методические приемы: вводная беседа, беседы по картинам, рассказывание сказок детьми, игра-драматургия.

Словарная работа: жили-были, яблонька (реченька, печка), матушка, козлятушки-ребятушки, попотчевать, кустик за кустик - деревце за деревце.

Ход занятия:

Вводная беседа:

- Дети, вы любите слушать сказки? А много ли знаете? Какие, назовите их?

- Я тоже  очень люблю сказки и поэтому приглашаю вас в страну сказок.

Работа по картинам и рассказы детей.

Картина "Лиса и журвль".

- Вот мы и пришли: посмотрите кого мы видим на лесной полянке? Что они делают? Кто из них пришел в гости? Почему так думаете? Хорошо ли угостила лиса журавля?

- А что было потом, мне помогут рассказать Катя и Дима.

Драматизация конца сказки. Вот и сказки конец.

- Кто из героев сказки вам понравился? Кто нет, почему?

- Да дети настоящие друзья так не поступают. Пойдемте дальше.

Картина по сказке "Гуси-лебеди"

Посмотрите, вон там  небольшая деревенька стоит. Живут в ней муж да жена и их дети: Машенька и Иванушка. Муж да жена собираются в город, а дочке наказывают Ваню беречь, да их ждать. Но заигралась Маша с подружками, а про братца совсем забыла.

- Как назывется эта сказка?

- Что же случилось с Иванушкой?

-Как поступила Машенька, когда не нашла братца дома? Побежим дети вместе с Машей в лес.

Работа по картине.

- Посмотрите, что увидела Маша на темной поляне?

- Кто стоит возле окна на крыше?

- В каком лесу стоит избушка бабы Яги?

- Как вы думаете, страшно здесь Машеньке одной?

- Почему же она не убегает из этого страшного леса?

- Спасла ли Машенька братца? Расскажите, как Маша спасла Ванечку?

Рассказ ребенка.

- Дети, хорошая девочка Маша или нет?

- Почему она вам понравилась?

- Да Маша смелая и сильная девочка. Она очень любит своего братца. И мы должны быть такими же сильными и смелыми, бесстрашными. Помогать своим мдадшим братишкам и сестренкам, да и всем малышам вообще.

Работа по картине "Маша и медведь"

- Дети, кто это идет по лесной тропинке? Кто обогнал нас?

- Что он несет? А кто в корзинке?

- Знает ли он,что в козине девочка?

- Зачем Маша забралась в корзину?

- Принес ли медведь Машу к деду и бабушке?

- Как они называли свою внучку, какая она?

- Да, умная, смекалистая девочка Маша, но кто расскажет как она попала к медведю?

Рассказ ребенка.

Работа по картине "Волк и семеро козлят"

- Простились мы с Машенькой умной и смелой девочкой, пора и домой возвращаться, но смотрите: волк возле дома стоит и тоненьким голоском поет.

Воспитатель поет песенку козы.

- Открыли козлята волку? А что было дальше? Кто расскажет?

Рассказ ребенка.

- Дети жалко вам волка?

- А козу? Почему?

- Кто из героев сказки нравится вам? Чем?

- Каким, можно назвать самого маленького козленочка? (находчивым)

Итог занятия:

- Вот и пора нам попрощаться со сраной сказок. Все сказки окончились  хорошо: злые наказаны, а добрые да селые счастливо живут.

- Кто запомнил, у каких  сказок в гостях мы были? А с какими

сказками еще хотите встретиться?

- Хорошо дети в следедующий раз  мы побываем у них в гостях.

Конспект занятия "Составление описательного рассказа о зиме"

Программные задачи:

  1. Учить составлять сложные предложения по картинкам;
  2. Закреплять составление  предложений с сложными предлогами по образцу;
  3. Развивать умение в употреблении родительного падежа существительных со словом         "нет";
  4. Воспитывать доброе отношение к птицам и животным, желание заботиться о них.

Предварительная работа:

беседы, чтение художественной литературы, наблюдение.

Словарная работа:

 замело, снежная пелена, вьюга.

Материал и оборудование:

Раздаточный материал: сюжетные картинки по теме "Зима", карандаши, открытки с контурами животных.

Демонстрационный материал:

 дерево с зимующими птицами; картинки домашних и диких животных; игра "Чей силуэт", аудиозапись - голоса птиц.

Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент.

- Ребята, вы хотите побывать со мной  в необыкновенном зимнем лесу?

Дети -хотим.

- Тогда становитесь в наш дружный поезд  и поедим в лес.

Поезд мчится и гудит

И колесами стучит

Чу-чу, чу-чу

Всех я в зиму прикачу.

- Вот мы и приехали в зимний лес. Назовите приметы зимы.

Основная часть

1. Чтение стихотворения Ирины Лопуховой "Снегопад".

- Я буду читать стихотворение, а вы добавлять подходящие слова, причем все эти слова связывать со словом "снег".

Тихо, тихо, как во сне ,

Падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые (снежинки).

Землюбелой.чистой, нежной,

Застелит постелью (снежной)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее (снегопад).

Все бегут  в перегонки,

Все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка

Это девочка (снегурка)

На снегу то посмотри,

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне

Землю всю укутал (снег).

- Какие слова вы добавляли?

- Снег, снежинки, снежной, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

- Как вы считаете, слово "зима" родственное  слову "снег"?

- Ребята, сегодня пришла  посылка от Незнайки. Он просит вас придумать небольшой рассказ о зиме. Я его буду записывать, и мы пошлем его Незнайке.

Дети составляют рассказ по опорным картинкам.

Физминутка:

Мы с тобой снежок слепили,

Крепкий, крепкий, очень гладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Меня не ростили из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая

Кто я такая? (снежная баба)

2. Дидактическая игра "Да - нет".

На доске картинки с изображением диких идомашних животных.

Я загадываю животное, а дети, задавая вопросы , должны отгадать, какое животное я загадала. Я отвечаю только "да" или "нет".

- Это домашнее животное?

- Это дикое животное?

У него длинная шерсть?

У него короткая шерсть?

У него есть рога?

У него есть копыта?

У него есть детеныш?

3. Дидактичевкая игра "Путаница".

У кошки есть рога? - У кошки нет рогов!

У собаки...? (у верблюда, у свиньи)

У кошек есть когти? (у лошади, осла, коз).

У кошек есть копыта? (у собак, кроликов).

4. Дидактическая игра "Зимующие птицы".

Дети находят птиц и отвечают, где они находятся.

Воробей вылетел из-под дерева.

Дятел сидит на дереве.

Ворона сидит между елками.

Синичка под деревом.

Воробей слетел с домика.

5.Пальчиковая гимнастика "Карандаш".

Карандаш в руках катаю,

Между пальцами верчу.

Неприменно каждый  пальчик

Быть послушным научу.

6. Дидактическая игра "Дорисуй чего не хватает".

Заяйц без хвоста.

Лиса без ушей.

7. Игра "Чей силуэт?"

Решили живоные поиграть с нами в прятки. Отгадаем зверей по силуэту и угостим их любимыми лакомствами.

(мультимедийная презентация).

Всех зверей мы отыскали и даже накормили, пора возвращаться.

Поезд мчится и гудит.

Чу-чу, чу-чу

Всех домой прикачу.

Заключительная часть

1. Итог.

Что интересного вы сегодня делали?

Что вам больше понравилось, почему?

2. Оценка деятельности детей.

Чей рассказ о зиме вас больше всего понравился, почему?

Конспект занятия

Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине

"Помощь зимующим  птицам"

Программное содержание:

1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

- учить отражать в речи содержание картины;

- учить подбирать определения к словам "деревья", "парк", "синица", "дятел", "белка";

- учить описывать картину, называя  предметы, их признаки и действия;

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

- ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме "Зима", "Зимующие птицы";

- закрепить умение  правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по теме "Птицы", "Зима";

- закрепить умение правильно употреблять родительный падеж множественного числа имен существительных (снегирь - снегирей, воробей - воробьев);

- учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

2. Воспитывать заботливое  отношение к птицам, интерес, любознательность к миру природы.

Предварительная работа:

- рассматривание картин, иллюстраций, книг по теме "Птицы зимой";

- наблюдение за птицами на прогулке в зимнее время;

- проведение игр (И.Чистяковой) "Прочти предложение" (составление распространенных предложений с опорой на картину-символ, "Какие бывают предметы" (согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе, падеже).

Наглядный материал:

- картина "Помощь зимующим птицам;

- самодельная кормушка;

- схемы - алгоритмы.

Ход занятия:

1. Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая висит в группе.

- Что это? Для чего она нужна? Почему необходимо помогать птицам зимой? (выслушивает ответы детей, обобщает)

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц.

2. Воспитатель: - Хотите, я познакомлю вас с ребятами, которые тоже помогают  птицам зимой?

Открывается картина.

Воспитатель: - О чем эта картина?

Дети: - Картина о том, как дети помогают птицам зимой, подкармливают их.

Воспитатель: - Где гуляют дети и взрослые?

Дети: - Дети и взрослые гуляют в парке.

Воспитатель: - Как вы догадались?

Дети: - Много деревьев, много снега, птиц.

Воспитатель: - Что можно сказать о парке? Какой он?

Дети: - Зимний, заснеженный, красивый, чудесный.

Воспитатель: - Ддавайте мы с вами тоже как будто бы погуляем в этом парке. Послушаем звуки, почувствуем запахи, увидим что-то интересное (звучит музыка). Погуляли? Что же вы услышали в парке?

Дети: - Скрипит снег;

- дятел стучит по дереву;

- воробьи чирикают;

- разговаривают люди.

Воспитатель: - Что же вы почувствовали?

Дети: - В парке зимой холодно, морозно. В парке свежий воздух, пахнет хвоей и т.д.

Воспитатель: - Давайте посмотрим на картину. Зимой в парке много интересного. Что интересного дети увидели на деревьях?

Дети: - На деревьях висят разные кормушки, на них сидят птицы.

Воспитатель: - Что делают птицы?

Дети: - Птицы сидят на кормушках. Птицы клюют семечки, зерна, хлебные крошки.

Воспитатель: - Каких птиц вы узнали?

Дети: - Это желтогрудые синички, серые воробьи. Пестрый дятел стучит по дереву.

Воспитатель: - Что делает девочка? (показать схему предложения)

Дети: - Девочка в красном пальто кормит желтогрудую синичку.

Воспитатель: - Как кормит? Чем?

- Как вы думаете, что ей сказал мальчик в меховой шапке?

- Дети: - Вот здорово! Синичка тебя не боится!

Воспитатель: - Каких еще птиц мы видим на картине? Что они делают?

Дети: - На снегу воробьи, голуби. Они весело подлетают к корму.

Воспитатель: - На дереве поползень. Чем эта птица интересна?

- Чтоделает мальчик  в синем костюме?

Дети: - Мальчик кормит белку. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала белка.

Воспитатель: - Какая белка?

Дети: - Белка маленькая, пушистая, ловкая.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а кто гуляет  в далеке парка?

- Как вы думаете, кого они увидели?

Дети: - В далеке парка гуляют папа с девочкой. Они увидели.

Воспитатель: - Кто еще нарисован на картине?

Дети: - Папа, мама, малыш. Семья.

Воспитатель: - Зачем они пришли в парк?

Дети: - Пришли погулять в парке, покормить птиц.

- Фотографировать птиц, белочек.

- Полюбоваться природой.

Воспитатель: - Куда смотрит малыш? Почему он остановился?

Дети: - Малыш в красном комбинезоне остановился, он с удивлением смотрит на птиц, на то, что делают дети.

Воспитатель: - Как вы думаете. что сказала нго мама ребятам?

Дети: - Молодцы ребата, что заботитесь о птицах, помогаете им перенести холода.

Воспитатель: - Какое название можно дать нашей картине?

Дети: - Птицы зимой. Помощь птицам. Птица на кормушке. (если дети затрудняются с ответом, воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).

Воспитатель: - Очень хорошее название. Помогать птицам зимой - это очень важное дело.

3. Дидактическая игра "Один - много" (с мячом).

Ребенку необходимо  изменить слово так (один воробей - много воробьев).

Воробей - воробьев, снегирь - снегирей, синица - синиц, голубь - голубуй, ворона - ворон, свиристель - свиристелей, галка - галок, сорока - сорок.

- Устали? Давайте отдохнем!

Физминутка "Мы по улице гуляли". (Речь с движением).

Мы по улице гуляли, (дети шагают, руки на поясе)

Друдно птичек мы считали: (руки над головой)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы правой руки)

Надо  всех персчитать. (загибают пальцы левой руки)

Сосчитать мы их хотели, (пожимают  плечами)

 Ну, а птицы улетели. (машут руками, как крыльями, бегут).

Воспитатель: - Мы с вами все рассмотрели, теперь при помощи снежинки и подсказок - символов мы сможем составить один общий рассказ. Дети глядя на символы- подсказки, передают снежинку и по очереди составляют предложения.

По плану:

1. Сначала надо  рассказать какой парк.

2. Затем о кормушках, о птицах.

3. Потом о том, как дети кормят птиц.

4. И о том, кто еще гуляет в парке.

Примерный текст рассказа:

На картине изображен зимний парк. В парке очень красиво: кругом лежит белый, пушистый снег, стоят заснеженные деревья. В парке зимой много интересного.

Дети пришли в парк и увидели на деревьях много разных кормушек. На кормушках сидели птицы: это были желтогрудые синички и серые воробьи. Они клквали зерна и семечки. На дереве сидел дятел. Он громко стучал клювом по дереву. На другом дереве дети увидели интересную птицу. Это был поползень. Девочка в красном пальто стала кормить птиц и ей на руку села синичка. А мальчик в меховой шапке сказал: "Вот здорово! Синичка тебя не боится!" Рядом с девочкой, на снегу весело клевали зерна шустрые воробьи и голуби.

Мальчик в синем комбинезоне принес орешки для белок. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же  прискакала пушистая белка.

В далеке гуляют папа с девочкой. Они увидели красногрудого снегиря и с интересом наблюдают за ним.

Мимо детей проходила семья. Они тоже пришли гулять в парк. Фотографировать птиц и белок.

Даже малыш в красном комбинезоне остановился и с удивлением смотрит на птиц, и на то, что делают дети.

А его мама сказала: "Молодцы ребята!  Они заботятся о птицах, помогают им пережить холода!"

4. Итог.

- Вам понравился наш рассказ?

- Что для вас было самым сложным? Ответы детей.

- Вы молодцы внимательно слушали друг друга. Правильно выполняли все задания. Вы научились строить предложения и вместе составлять рассказ. А нашу кормушку мы возьмем на прогулку, повесим на дерево, насыпим угощение для птиц. И птицы будут благодарны.

Конспект занятия

Составление рассказа из личного опыта

"Дом, в котором я живу"

Цели:

- обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

- способствовать формированию развернутого связного высказывания;  

- закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

- развивать умение строить распространенные предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

- развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

- развивать общую моторику.

- воспитывать нравственные качества;

- формировать положительную установку детей на участие в занятии;

навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам нужно по первым звукам названий картинок отгадать слово (дом).

Вводная часть:

Дома бывают разные, давайте их назовем.

Игра "Назови какой"(выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича - (кирпичный);

...из камня - (каменный);

...из дерева - (деревянный);

...из панелей - (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну)

- Каких домов не стало? (не стало кирпичногодома, деревянного дома, каменного дома)

- Остался какой дом? (панельный). Из каких частей он состоит?

- Что можно о нем сказать, он какой? - многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, теплый...

Игра "Скажи наоборот" (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (темный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа ) от дороги,

Мой дом стоит на широкой улице,  а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы.

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно, и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня будем рассказывать.

Беседа по вопросам.

- На какой улице стоит ваш дом?

- Опиши свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нем этажей, на каком этаже вы живете, из какого материала построин ваш дом, какая у вас квартира?

- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

- Почему возвращение домой для каждого человека это всегда радость?

- Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка "Маляры".

Маляры пришли втроем,               шагают на месте

Обновили старый дом:                  изображают "крышу" над головой

Был облезлый, скучный, голый    "красят"

Стал нарядный и веселый.            "крыша" над головой

Составление рассказов.

Мы с вами много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на схемы, расскажите о своем доме.

Рассказы детей.

(Дети соттавляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своем доме, нарисуйте его. И мы с вами оформим книгу и назовем ее "Дом, в котором я живу".

Итог занятия.

- Как вы думаете, смогли бы вы прожить без дома?

- Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей).

 

 

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Цель: обучение детей пересказыванию рассказа близко к тексту.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра «Подбери признак»

- Лето (какое) – жаркое, теплое, солнечное и т.д.

- Зима (какая) – белоснежная, лютая, суровая и т.д.

- Осень (какая) – золотая, дождливая, урожайная и т.д.

- Весна (какая) – долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

     2. Объявление темы.

- Назовите свое любимое время года. (Ответы детей.)

Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у Мити из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

  1. Чтение рассказа.

- О чем говорилось в рассказе?

- Кто главный герой?

     4. Игра «Составь предложение»

- На, зимой, кататься, весело, санках.

- На, хорошо, лугу, весной, зеленом.

- Много, в, летом, лесу, ягод.

- Яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

     5. Физкультминутка «Русская песенка»

Весна, весна красная!          Дети идут по кругу , взявшись за руки

Приди, весна с радостью,   Идут по кругу в другую сторону. 

С радостью, с радостью,     останавливаются, поднимают руки вверх,

                                               встают на носочки.

С великой милостью:          

Со льном высоким,

С корнем глубоким,            Приседают, отпускают руки.

С хлебами обильными.      Взявшись за руки, бегут по кругу.

6. Повторение чтения рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

9. Итог занятия.

- О ком этот рассказ?

- Какое любимое время года у Мити?

- Почему все времена года Мите нравились?

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по правовому просвещению детей (подготовительная группа)

Начиная работу с детьми, я выделила для себя ряд проблем:1. Какие статьи Конвенции (какие права) могут и должны быть реализованы в дошкольном учреждении;2.  Как понятнее и доступнее донести до де...

Формы, методы, средства взаимодействия ДОУ с семьей по правовому просвещению

Выступление на методическом объединении воспитателей дошкольного учреждения по вопросам правового просвещения родителей дошкольников....

«Правовое просвещение детей»

Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка»....

Работа с родителями "Правовое просвещение детей и родителей" 11.2020

Работа с родителями "Правовое просвещение детей и родителей" 11.2020...