ПАМЯТКА "Изучение семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка

Тополевская Светлана Петровна

Проективно-игровая методика определения социального статуса и самочувствия семьи и ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 01_risunok_semi.pdf255.05 КБ
PDF icon 02_nesushchestvuyushchee_zhivotnoe.pdf134.91 КБ
Microsoft Office document icon 03_chetyre_personazha.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ЧЕТЫРЕ ПЕРСОНАЖА»

(Лосева В.К., Луньков А.И.)

Цель:         исследование осознанных и неосознанных аспектов самопрезентации (самопредъявления).

Оборудование: стандартный лист А4, разделенный на 4 части; цветные карандаши.

Инструкция: нарисуй себя, пожалуйста, в образах четырех персонажей – растения, животного, неживого предмета и человека. Я не буду проверять, как ты умеешь рисовать, просто хочу побольше о тебе узнать. После выполнения задания необходимо спросить ребенка о персонажах (кто это; где живет; можно просто попросить рассказать о персонаже).

Интерпретация.

При работе с методикой нужно учитывать правила интерпретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение и т. п.), предложенные в тесте «Рисунок семьи», а при интерпретации рисунка человека – помнить о символическом значении частей тела в тесте «Рисунок человека».

В качестве наиболее существенных признаков человек обычно выделяет:

1) особенности личности, черты характера;

2) пристрастия и интересы;

3) психические состояния;

4) описание ситуаций, в которых испытуемый оказался.

Изображение по типу 1 и 3 есть результат обращения к самому себе, описание того, «какой я». Изображения по типу 2 и 4 смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к ребенку других людей; человек, выбравший такой способ самопредъявления, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием/отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Самовосприятие по типу 1 и 3, наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником нарушений эмоционального самочувствия. Более того, само начало активных действий такие люди связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них пройдет. Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени.

Если все рисунки выражают одну и ту же идею, это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.

Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре персонажа одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «я».

Описание символических значений отдельных классов изображений

ЖИВОТНОЕ

Рисунок животного выражает бессознательное отношение к своей витальности, телесности, аффективной сфере.

  • Домашние животные

Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции приручить свою витальность. Так, собака означает тенденцию к зависимости, подчинению, часто отождествляется на конформном уровне с верностью и служением. Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение невербального взаимодействия вербальному. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах – тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. Корова и другие «полезные» животные, служащие источником питания: отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормилицы», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное). Вьючные животные - при негативном отношении к персонажу – «на мне все ездят». Тенденция к обвинению окружающих, маскируя неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении – восприятиие своей витальности и телесности как источника энергии и силы.

  • Дикие животные

Их образы могут быть выбраны по разным основаниям. Выбор конформного образа. Например, «голубь – символ мира, а я очень добрый человек». Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью. Выбор «презираемых», подземных и ночных животных – представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицательного в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.). «Опасные» животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу для жизни человека – восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Ауторепрессивные тенденции. Животные, символизирующие силу, власть (слоны, орлы, львы и др.), – восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. Животные – сказочные герои интерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у пациента.

  • Стилизованные и фантастические животные

Рисование персонажей книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и др.) говорит об отказе от анализа проблем своей витальности.

  • Конкретные животные, принадлежащие испытуемому

Изображение конкретных животных, принадлежащих испытуемому, интерпретируется в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Чаще всего в общении с домашним животным человек удовлетворяет потребности, которые он, по его мнению, не может удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

РАСТЕНИЕ

В общем случае этот персонаж отражает отношение пациента к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное).

  • Выбор конформного символа (береза – символ женственности, мимоза – символ любимого праздника 8 марта). Отказ от анализа проблем развития и личной истории.
  • Комнатные растения в горшках – отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего детско-родительской, ситуации.
  • «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания) - идентификация с ролью «кормильца».
  • Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения испытуемого к изображаемому («бедные растения сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение пациента к перемене своей ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений.
  • Деревья с висящими плодами. Желание «остановить» процесс взросления и отделения от родителей.
  • «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.) - агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира.
  • Растение без верхушки говорит о чувстве неопределенности будущего.

НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ

В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения пациента, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.

ЧЕЛОВЕК

Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.

Размер изображаемого человека обозначает субъективную значимость его для ребенка. Расположение на листе также имеет значение: в плоскости листа ребенок стремится «занять» столько места, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Если фигура изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний («Мне многого в жизни хочется, но у меня мало что получается»). Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний («Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается»).

Персонаж, выполненный с особым нажимом, обведенный по контуру либо заштрихованный, говорит о тревожности автора, и, наоборот, персонажа, обведенного тоненькой, дрожащей линией, ребенок как бы не решается нарисовать.

Интерпретация «искажений»: искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого – учеба, работа, карьера, отношения с начальством; для ребенка – это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица. Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью собственного тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой, поэтому если ребенок считает себя умным – он нарисует себе большую голову.

Далее рассматриваются глаза. С точки зрения ребенка, глаза человеку в первую очередь нужны не для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, а для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач – это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза – это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Поэтому персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их «спасли». Персонажи с глазами-точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.

Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.

Часто дети изображают себя в виде героев мультфильмов. Дело в том, что ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и распахнутые глаза, так как эти черты – сигнал для него о том, что он и этот персонаж – родственные души. Ребенок, так же, как и «его герой», нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев.

Рот, по мнению ребенка, нужен не только для того, чтобы есть и говорить, но еще и для того, чтобы выражать агрессию: ругаться, кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Поэтому для ребенка рот – это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще без рта и с ртом-точкой (черточкой) не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала он рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (так рисуют и многие взрослые). И вовсе не потому, что ее трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Функция эта заключается в способности к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. Поэтому тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами, у кого шеи нет – не способен. Например, если ребенок изобразил себя с шеей, а взрослых – без шеи, значит, он разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои папа и мама», которым уже не надо быть сдержанными и воспитанными. И такой ребенок может стать «внезапно» необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере. Иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал».

Руки и ноги появляются на детском рисунке довольно рано, сначала в виде «палочек» и «сосисок». По мнению ребенка, они нужны не только для того, чтобы ими что-то делать (трудиться, играть). Ведь первоначальная, от природы данная функция руки – это функция «прицепливания» к телу матери, т. е. функция установления контакта с близким человеком.

Вспомним, что новорожденный способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднимать и переносить в висячем положении. И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда он почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки – «варежка» или «с пальчиками». Причем пальцев может быть не обязательно пять. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой – то в мире за пределами семьи – детский сад, сверстники и т. д.), если пальцев меньше, то более слабым, чем окружающие. Кроме того, оснащенность также выражается в размере руки. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки.

По мнению ребенка, ноги – это опора в реальности и свобода движения. Чем больше площадь опоры для ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Здесь также стоит помнить о различиях правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в мире близких эмоциональных контактов. Если провести ровную горизонтальную линию по самой нижней точке ног, можно увидеть, что не все персонажи стоят на ней. С точки зрения ребенка, опору имеют только те, кто «стоит» на этой линии. Персонаж, повисший в воздухе, по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеет.

Линии - на рисунках детей часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т. д.

Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Часто этот разрыв наблюдается в голове.

Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти «разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:

- разрыв с правой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального внесемейного окружения;

- разрыв с левой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения;

- разрыв сверху головы, на макушке – податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов;

- разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих, может быть, плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений телесного самочувствия.

«Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически означает страх утраты той функции, которая символизируется с данной конечностью. Например, отрыв правой ноги символизирует страх утраты опоры в социальной реальности (потеря работы, статуса в своем коллективе). А отрыв правой руки означает страх утратить влияние на ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение пошатнулось, и я никак не могу на это повлиять».

Дополнительные правила: изображение большого количества мелких деталей и предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом». Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для персонажа. Например, изображение рядом с персонажем холодильника, накрытого обеденного стола, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обилие мягкой мебели означает особую ценность отдыха и расслабления. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали». Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка наличие в семье тайны, к которой ребенок не допущен. Большое внимание к прорисовке одежды может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорит о важности для него психосексуальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности. О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи....

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО

В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье описывается система работы дошкольной образовательной организации с родителями детей имеющих тяжелые нарушения речи от принятия проблемы до ее решения, особенности психолого-педагогиче...

Использование ИКТ в коррекционной работе специалистов и семей воспитанников с тяжелыми нарушениями речи

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...