Консультация для родителей «Знакомство с основами геометрии»
консультация
Геометрия – это область математики, которая изучает определённые неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.
Геометрические фигуры, в отличии от абстрактных чисел, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе. Математического развития ребёнка едва ли ни с первых дней его жизни. Работа с геометрическим содержанием является весьма значимой с точки зрения общего математического и психологического развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Знакомство с основами геометрии»
Геометрия – это область математики, которая изучает определённые неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.
Геометрические фигуры, в отличии от абстрактных чисел, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе. Математического развития ребёнка едва ли ни с первых дней его жизни. Работа с геометрическим содержанием является весьма значимой с точки зрения общего математического и психологического развития дошкольника.
В разделе образовательной «Свойства» мы знакомим детей с физическими свойствами предметов, геометрическими телами и фигурами, в частности с понятием геометрии.
В младшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с геометрическими фигурами и телами (круг, квадрат, шар, куб). В среднем возрасте количество узнаваемых фигур увеличивается, добавляются треугольник, овал, прямоугольник, цилиндр. Так же знакомим детей со структурными элементами геометрических фигур (сторона, угол, их количество) и формами предметов (круглый, треугольный, четырёхугольный).
С детьми старшего дошкольного возраста устанавливаем логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие, так же проводим обобщение понятия «многоугольник».
Примеры этой работы многообразны, например: ознакомление с понятиями геометрических фигур с использованием наглядных пособий и раздаточного материала, рисование геометрических фигур (с помощью трафаретов и обводок, по точкам, с использованием приёма закрашивания, в старшем возрасте задания усложняются. Например, «Нарисуй в центре красный круг, а по краям жёлтые квадраты», «Начерти красный квадрат, а за ним жёлтый» и т. д., использование готовых рисунков, рассматривая которые дети определяют, какая фигура, где находится, конструктивные задания на построение фигур из палочек, вырезание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них узоров.
Темы логических игр – головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и т. п., используются современными составителями и авторами компьютерных развивающих программ для детей дошкольного возраста. Использование таких игр в образовательном процессе позволяет ребёнку создавать геометрические фигуры разной формы и размера, измерять или сравнивать периметр и площадь, придумывать сложные узоры. Представления, которые ребёнок получит, благодаря этой игре, помогут ему успешно овладеть геометрией в школе.
Картотека игр на тему: « Геометрические фигуры»
1. Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
2. Игра «. Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
4. Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5. Игра «Кто больше увидит?» На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на магнитной доске. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур
7. Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
8. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
9. Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце – обруч - круг , крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок – квадрат; косынка-треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.
10. Игра «Назови геометрическую фигуру»
Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пря-моугольник, овал)
Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.
Ход игры.
11. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
12. Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
13. Игра «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
14. Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее...
Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"
Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...
Консультация для родителей «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду»
Цель данной консультации - познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, которые используются в детском саду при работе с детьми....
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...
Консультация для родителей "Консультация для родителей «Режим дня — основа здоровья ребёнка"
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотип...
Консультация для родителей «Знакомство родителей с подручным (бросовым) материалом»
Данная консультация представлена в формате папки-передвижки. Она адресована родителям с целью знакомства с подручным (бросовым) материалом, возможностями его применения для развития детей....
Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями родителей»
Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями родителей»...