Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей
«Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
Задачи:
1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки психологического благополучия»;
2. Организовать обмен опытов в области взаимодействия с детьми;
3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatia_material.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
Задачи:
1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки психологического благополучия»;
2. Организовать обмен опытов в области взаимодействия с детьми;
3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство комфорта, уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает позитивное, бодрое настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для сохранения психологического здоровья.
«Что же такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье - субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов)
Психологическое здоровье - динамическую совокупность психологических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования и развития в процессе жизнедеятельности (О. В. Хухлаева)
Критерии психологического здоровья
• гармония человека с окружающей средой
• гармония человека с самим собой
• способность к самореализации
1. Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни;
- дефицит времени родителей;
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- загруженность родителей;
2. Социально-экономические факторы:
- Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями;
- Ранний выход матери на работу
3. Социально-психологические факторы:
- Дисгармония в семейных отношениях;
- Дисгармония в семейном воспитании;
- Нарушения в сфере детско-родительских отношений»
Каждый родитель должен знать признаки стрессового состояния:
- трудности при засыпании, тревожный сон;
- частое беспричинное проявление обиды, проявление агрессии;
- рассеянность, невнимательность;
- частая усталость;
- беспокойство, непоседливость;
- стойкое нарушение аппетита;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – мигание глазами, подергивание плеч, дрожание рук;
- дневное или ночное недержание мочи.
Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники:
I. Физические:
1. Неблагоприятные погодные условия.
2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.
3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.
4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
П. Социальные:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.
2. Межличностные отношения детей с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.
3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
Основное условие полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях, хорошую оценку получил или плохую. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание со стороны родителей внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей, поддержать в любой ситуации и направить на решение возникших трудностей.
Рекомендации, которые можно использовать в воспитании детей.
Если Ваш ребенок рассеян.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Уберите с рабочего стола посторонние предметы, устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
- Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите его пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для подкрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.
- Не отвлекайте его во время работы.
- Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат запланированного.
- Займите ребенка такими видами деятельности, которые способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности (вязание, вышивание, выжигание и т. п.).
- Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
Если ребенок тревожен и испытывает страхи.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
- Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка. Оказывайте внимание его проблемам, слушайте ребенка «активно».
- Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
- Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.
- Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня.
- Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Объясните ребенку что собой представляет пугающий объект, как он устроен «откуда берется».
- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
- Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.
Если ребенок агрессивен.
- Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Расширяйте кругозор ребенка, учите правильному общению со сверстниками и взрослыми. Включайте ребенка в совместную деятельность.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включите в агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый, социально приемлемый и эмоционально наполненный смысл.
Если ребенок гиперактивен.
- Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Четко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
- Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
- Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
- Приобщайте ребенка к командным играм, где необходимо подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
- Не принимайте у себя большое количество гостей и старайтесь ограничить ребенка от шумных компаний.
- Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
- Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка.
- Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
- Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
- Следите за дисциплиной, устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Если Ваш ребенок застенчив.
- Выражайте безусловное расположение к ребенку.
- Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует тревожность.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способности и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен самостоятельно ее попросить.
- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте ребенку делать ошибки. Объясните ему, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство.
- Не предъявляйте ребенку требований, не адекватных его возможностям.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
- Развивайте умение общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
- Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста «глаза в глаза», то есть в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
- Создайте атмосферу доверия в доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Не давайте обещаний, которых не можете выполнить.
Уважаемые родители, наша консультация подошла к концу. У меня на доске висит плакат, на который Вы можете записать свое мнение о нашей встрече и ответить на вопросы:
- Насколько полезна и значима для вас информация, полученная сегодня?
- Что нового вы приобрели для себя? »
- Какую тему Вы хотели бы обсудить в следующий раз?
Воспитатель
Высшей категории
Авилова Е.Е.
2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.
Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей. Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол Дошкольное детство — это...
Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.
Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей....
Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...
"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"
Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....
Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...