09.08.2020 Картотека пальчиковых игр
картотека
Уважаемые родители предлагаю катротеку пальчиковых игр!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 940.5 КБ |
palchikovye_igry_2.doc | 672 КБ |
kartotekapal-chikovyixigr_2.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей.
Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр.
Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка. Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему – читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело. Упражнения лучше выполнять в приведенной ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени сложности.
Просыпались зайки
Утром на лужайке | Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз. | |
- Здравствуй, солнце красное! | Поднимается большой палец. | |
- Здравствуй, небо ясное! | Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым. | |
- Здравствуй, ёлка! | Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми. | |
- Здравствуй, пень! | Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми. | |
- Здравствуй, здравствуй, | Поднимается мизинец. |
Мы морковку посадили
Мы морковку посадили, | Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие. | |
Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак. | ||
Нечего проказить, | Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами. |
Под березою нора
Под березою нора | Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора. | |
… и засовывает пальчик в нору. | ||
Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то "нора" сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...), зайчик не должен "убегать из норы". |
Прыг-скок!
На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами. |
Прыгают зайчишки
Прыгают зайчишки, | Играют двое. Пока взрослый произносит начало стишка, малыш сгибает и разгибает все пальчики одновременно, то сжимая их в кулак, то растопыривая как можно сильнее. | |
Чутко ушками прядут… | Малыш перебирает пальчиками вразнобой взад-вперед. | |
Ой, Медведи к ним идут! варианты: Ой, Песцы сюда идут! или Слышат, Рыси к ним идут! или Слышат, Мужики идут! | Пальчики плотно прижимаются друг к другу и дружно отклоняются назад, а малыш внимательно слушает, кто идет. | |
Мы не будем убегать! | Если тот, кто идет, зайцам не опасен, то малыш отвечает стишком, а его растопыренные пальчики вместе с кистью наклоняются то вправо, то влево. | |
Прячемся под ели, | Если же тот, кто идет, страшен зайцам, то малыш прячет пальчики в кулак и отвечает стишком. | |
И так несколько раз с самого начала и разными героями. Если малыш ошибется, взрослый должен указать малышу на его ошибку и, при необходимости, дать объяснение. |
Зайчики по лесу шли
Зайчики по лесу шли, | Большой палец пригибается к ладошке, а четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево. | |
Зайца нового нашли. | Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех. | |
Ни один не поленился, | Четыре пальца вместе кланяются большому. | |
"Здравствуй!" | Указательный палец кланяется. | |
"Здравствуй, милый друг ушастый!" | Все четыре пальца снова кланяются. | |
Заяц новый им кивал, | Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке. | |
В обе щеки целовал: | Большой "целует" три раза указательный палец. | |
Чмок! Чмок! Чмок! | Большой "целует" три раза средний палец. | |
Чмок! Чмок! Чмок! да | Большой "целует" три раза безымянный палец. | |
Чмок! Чмок! Чмок! | Большой "целует" три раза мизинец. | |
И теперь в лесу гулять | Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево. |
На старт! Внимание! Марш!
На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами-березками. Зайцы бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и обращены ладонями друг к другу. Говорится: "На старт!" Пальчики-зайчики сгибаются под прямым углом. Объявляется: "Внимание!" Зайчики сгибаются, касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: "Марш!", и рука с зайчиками, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам, пытаясь попасть зайцами между пальцами-деревьями, образуя "замок". Чем дальше зайцы от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с небольшого расстояния, и чтобы зайчики бежали не очень быстро. Главное, научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и длину пробега. |
Зайцы и морковка
Зайцы в поле ловко | Указательный палец руки взрослого кладется на ладошку малыша с зайцами. | |
Ать! Ать! Ать! Ать! | Пальчики-зайчики (кроме большого) по очереди пытаются коснуться "морковки". |
Любопытные зайки
Ладони держатся друг напротив друга. Пальцы второй руки широко растопырены. Это деревца, между которыми будут выглядывать зайки. | ||
- Выдра плавает в воде! | Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). | |
- Где? Где? Где? Где? | Указательный палец наклоняется вперед, стремясь образовать с ладонью и другими пальцами прямой угол, и по очереди на каждый "Где?" просовывается сначала между большим и указательным пальцами второй руки, затем между указательным и средним, потом между средним и безымянным и, наконец, между безымянным и мизинцем. | |
- Кошка бродит в лебеде! | Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). | |
- Дедка чешет в бороде! | Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). | |
- Мышь играет на дуде! | Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). | |
- Волк сюда идет большой! | Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). |
Охота
Вышел Вася погулять, | Играют двое. Один рисует на пальчиках зайчиков, а второй становится охотником. Оба играющих сжимают руки в кулаки и начинают синхронно трясти ими, как в игре "камень-ножницы-бумага", приговаривая начало стишка. После этого каждый выбрасывает из кулака один палец. | |
Пиф! Паф! Ой-ой-ой! | Если пальцы совпали, например, оба мизинца, то зайчик напуган. Пальчик дрожит, а игрок говорит стишок. После этого зайчик убегает – наклейка снимается с пальчика, и он больше в игре не участвует. | |
Пиф-паф! Я не трус! | Если пальцы не совпали, то охотник выстрелил в другую сторону. Пальчик-зайчик "прыгает", то сгибаясь, то разгибаясь и дразнит охотника стишком. | |
Игра повторяется до тех пор, пока не будут напуганы 4 зайчика из 5. После этого игроки меняются местами. |
Зайчишки-хвастунишки
Громко хвастаются зайки | Выпрямленные пальчики-зайчики в такт повествованию то с напряжением растопыриваются в разные стороны, то прислоняются друг к другу. | |
А услышали про волка, | Пальцы с усилием сжимаются в кулак, и кулак мелко дрожит. | |
Мимо серый волк прошел, | Вторая рука-волк, хлопая "пастью" о большой палец другими соединенными вместе пальцами, проходит мимо. | |
Говорим мы: "Зай-зай-зай! | Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются. |
Серый Волк увидел зайца
Серый волк увидел зайца | Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи. | |
"Ах, вы так, а ну пугайтесь, | Серый волк снова щелкает зубами. | |
"Вот вы как! А ну пугайтесь, | Серый волк снова щелкает зубами. | |
"Сколько вас! А ну пугайтесь, | Серый волк снова щелкает зубами. | |
И заплакал серый волк: | Серый волк снова щелкает зубами. |
Во лесу-лесочке
Во лесу-лесочке | Рука с пальчиками-зайчиками кладется ладонью на стол. Вторая ладошка-"кочка" кладется перед ней невысокой горкой тыльной стороной вверх. | |
Коротышка, | Все пальчики-зайчики, не отрывая ладони от стола, приподнимаются вверх насколько возможно. Большой палец тут же кладется на стол – прячется. | |
Торопыжка, | Указательный палец кладется на стол. | |
Тришка, | Средний палец кладется на стол. | |
Тишка | Безымянный палец кладется на стол. | |
И Трусишка. | Мизинец кладется на стол. | |
Посмотри-ка, Тришка, | Средний палец приподнимается, стараясь стать выше кочки. | |
Ну-ка, Коротышка, | Большой палец приподнимается, стараясь стать выше кочки. | |
Посмотри-ка, Тишка, | Безымянный палец приподнимает-ся, стараясь стать выше кочки. | |
Глянь-ка, Торопыжка, | Указательный палец приподнимается, стараясь стать выше кочки. | |
Посмотри, Трусишка, | Мизинец приподнимается, стараясь стать выше кочки. | |
Ну, уж мышки братцы | Вся ладонь вместе с пальцами поднимается над кочкой, не отрывая низ ладони от стола. Чтобы было интереснее, можно менять выделенные строчки местами (подставлять Торопыжку к волчишке, Тишку к мишке и т.д.), развивая у малыша внимательность и реакцию. При этом он должен приподнимать те пальчики-зайчики, к которым по именам обращается ведущий. | |
В эту игру можно также играть, выполняя другое упражнение. | ||
Во лесу-лесочке | Соедините ладони, спрятав каждого зайчика за соответствующим пальцем второй руки. | |
Коротышка, | Большой палец выглядывает между большим и указательным пальцами другой руки и прячется обратно. | |
Торопыжка, | Указательный палец выглядывает между указательным и средним пальцами другой руки и прячется обратно. | |
Тришка, | Средний палец выглядывает между средним и безымянным пальцами дру-гой руки и прячется обратно. | |
Тишка | Безымянный палец выглядывает между безымянным пальцем и мизинцем другой руки и прячется обратно. | |
И Трусишка. | Мизинец выглядывает из-за мизин-ца другой руки и прячется обратно. | |
Далее стихотворение продолжается так же, как и в первом варианте. | Теперь пальцы под продолжение стихотворения выглядывают из "куста" в соответствие с именем зайчика – каждый пальчик в своем месте, а в конце – рука с зайчиками "смело" выходит из-за другой руки. |
Приходили зайцы
Приходили зайцы, | Рука с зайчиками сжата в кулак. | |
Коротышка, | Распрямляется большой палец. | |
Торопыжка, | Распрямляется указательный палец. | |
Тришка, | Распрямляется средний палец. | |
Тишка | Распрямляется безымянный палец. | |
И Трусишка. | Распрямляется мизинец. | |
Кланялись нам зайцы, | Пальцы кланяются все вместе, касаясь подушечками ладони. | |
Коротышка, | Большой палец кланяется. | |
Торопыжка, | Указательный палец кланяется. | |
Тришка, | Средний палец кланяется. | |
Тишка | Безымянный палец кланяется. | |
И Трусишка. | Мизинец кланяется. | |
Мы погладим зайцев, | Свободная рука поглаживает тыльную сторону ладони с зайцами. | |
Коротышку, | А затем каждый пальчик по отдельности, начиная с большого. | |
Испечем для зайцев | Указательный палец другой руки водит кругами по ладони с зайцами. | |
Коротышке, | Указательный палец другой руки касается большого пальца. | |
Торопыжке, | Указательный палец другой руки касается указательного пальца. | |
Тришке, | Указательный палец другой руки касается среднего пальца. | |
Тишке | Указательный палец другой руки касается безымянного пальца. | |
И Трусишке. | Указательный палец другой руки касается мизинца. | |
Их за стол посадим | Обе руки ставятся ладонями друг к другу на некотором расстоянии. | |
Коротышки, | Большие пальцы касаются друг друга. | |
Торопыжки, | Указательные пальцы касаются друг друга. | |
Тришки, | Средние пальцы касаются друг друга. | |
Тишки | Безымянные пальцы касаются друг друга. | |
И Трусишки. | Мизинцы касаются друг друга. | |
Зайцев привечаем, | Свободная рука складывается в горсть и переворачивается ладонью вверх. Рука с зайчиками прислоняется к краю "чашки". | |
Коротышку, | Большой палец касается середины ладони-чашки и поднимается. | |
Торопыжку, | Указательный палец касается сере-дины ладони-чашки и поднимается. | |
Тришку, | Средний палец касается середины ладони-чашки и поднимается. | |
Тишку | Безымянный палец касается середины ладони-чашки и поднимается. | |
И Трусишку. | Мизинец касается середины ладони-чашки и поднимается. | |
А напоим чаем, | Вторая рука складывается лодочкой. На середину ладони кладется большой палец. Остальные пальцы в это время под ладонью. | |
То-ро-пы-ы-ы-ы-жку, | Люлька качает указательный палец. | |
Три-и-и-и-и-и-шку, | Люлька качает средний палец. | |
Ти-и-и-и-и-и-шку | Люлька качает безымянный палец. | |
И Тру-си-и-и-и-шку. | Люлька качает мизинец. | |
Спите, спите, зайцы, | Качать всех пятерых. |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей 5 – 6 лет
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Собака
У собаки острый носик,
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Кошка
А у нашей кошки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Лошадка
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Ёжик
Колючий ёжик –
Ни головы, ни ножек.
Щука
Щука плавает по дну –
Не поймаешь не одну.
Волк
Серый волк –
Зубами щелк.
Черепаха
Черепаха домик свой
Всюду носит за собой.
После того как дети научатся с помощью пальцев изображать различных животных и предметы, можно использовать эти комбинации для инсценировки знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.), придумывания и рассказывания историй. Необходимые для этого фигурки из пальцев можно найти на следующем рисунке.
Театр теней для детей
Эта игра очень нравится детям. Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран или светлую стену на расстоянии 3 – 4 метров. Между экраном и источником света, на расстоянии 1,5 – 2 метров от экрана, производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы на экране отражалась тень только от кистей рук. Изменение расстояния рук от источника света позволяет увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. Возможные положения рук представлены на следующем рисунке.
Предварительный просмотр:
СТУЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...