Игры от 0 до года...
материал

Ефремова Светлана Игоревна

Для ребенка игра долгое время является неотьемленой часть его жизни. Именно через нее малыш познает мир и учится взаимодействовать со взрослым. Самым безценным в этом игровом процессе является эмоциоанльное общение ребенка и значимого взрослого. В данном материале представлены игры,которые можно использовать для разностороннего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра с ребенком38.69 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

0 — 3 МЕСЯЦА

1. «Кукла из тарелки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и

прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии

25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за

игрушкой, и на его лице появится улыбка.

2. «Посмотри на меня»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться

слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

3. «Прыгающая игрушка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую

тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка

находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став

постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

4. «Двигающаяся игрушка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно

передвинуть. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,

а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен

несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики

кроватки.

5. «Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую

или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять

ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

6. «Кукла на руке»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях

— вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть.

Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных

способностей.

7. «Игрушка, которая может пищать»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный

звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

6

8. «Кукла-тарелка»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: Сделайте куклу из бумажной тар

различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение — потрясите

погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры

напевайте песенку.

16. «Вверх и вниз»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.

Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность

посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.

Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша).

Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз).

Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша).

Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

17. «Погремушка»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Поместите погремушку сначала с одной стороны кроватки, затем с

другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами

"погремушку". Яркая тесемка, привязанная к ней, облегчит ребенку поиски.

18. «Музыка»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: Поставьте рядом с кроваткой малыша маленький магнитофон.

Подберите какую-нибудь мягкую инструментальную музыку или колыбельную. Музыка

с повторяющейся мелодией действует на малыша успокаивающе, ребенок чувствует

себя увереннее и учится распознавать звуки.

19. «Новые перспективы»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он

мог рассмотреть ваше лицо.

20. «Бусы»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать,

как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Бусы из катушек можно

повесить между двух стульев.)

21. «Ритмичная музыка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему

послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт

музыке или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для

белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое

время малыш научится замечать изменения в ритме.

22. «Звон колокольчика»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым

колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и

8

заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на

этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего

тела и развить координацию глаз и рук.

23. «Безопасная песочница»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой.

Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не

запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик.

Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку

сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым

ощущениям.

24. «Матерчатая перчатка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца

свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому

пальцу.

25. «Игра с ветерком»

Цель: расширение представлений ребенка о частях тела.

Ход игры: Эта игра позволяет малышу распознавать у него разные части тела.

Нежно подуйте на ладошки ребенка, дуйте и при этом проговаривайте нараспев: «Вот

твои ладошки». После этого поцелуйте ладошки. Подуйте на другие части тела.

Большинство детей любят, когда им дуют на локти, пальцы рук и ног, шею и щеки.

26. «Игра с поворотами»

Цель: формирование представлений о пространстве.

Ход игры: Поворачивание малыша в различных направлениях поможет

сформировать у него представления о пространстве и ощущение равновесия.

Попробуйте поворачивать ребенка следующим образом: возьмите ребенка на руки и,

придерживая его голову одной рукой, поворачивайтесь сначала в одну сторону, затем в

другую; держите его спиной к себе; носите его лицом к себе. Во время поворотов

напевайте ему какие-нибудь детские песенки.

27. «Давай согнем ножки»

Цель: развитие общей моторики.

Ход игры: Положите малыша на спину и осторожно выпрямите ему ножки. Когда

ножки полностью выпрямлены, слегка похлопайте малыша по ступням. Во время игры

напевайте какой-нибудь веселый стишок. Крепкие мышцы бедер сыграют большую

роль, когда ребенок начнет ползать и ходить.

28. «Разговоры с малышом»

Цель: познание окружающего мира, речевое развитие ребенка.

Ход игры: Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете

руки, одеваетесь и все в таком же духе. Каждый день пойте ребенку разные веселые

песенки, рассказывайте стишки и сказки. Время от времени изменяйте высоту голоса.

Пробуйте говорить высоким голосом и низким, нараспев или тихо. Чем больше вы

разговариваете с ребенком, тем больше связей, необходимых для развития речи, будет

устанавливаться.

9

29. «Погремушка»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Кладите в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом

осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть,

откуда доносится шум.

30. «Наблюдение за мячиком»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти

сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После

небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет

пытаться приблизиться к мячу.

31. «Поиски колокольчика»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем

уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет

ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или

игрушкой, которая может пищать.

32. «Карусель»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно

повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок,

ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

4 — 6 МЕСЯЦЕВ

1. «Смотри-ка, что я вижу»

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Ход игры: Младенцы с удовольствием рассматривают новые лица или предметы.

Подберите несколько ярких игрушек и одну за другой медленно водите из стороны в

сторону перед малышом, привлекая его внимание. Затем дайте ребенку их потрогать.

Можете описывать свойства игрушек. Развитие сенсорных навыком весьма

существенно в первые шесть месяцев жизни ребенка.

2. «Давай-ка посмотрим»

Цель: знакомство с окружающей действительностью.

Ход игры: Выберете места откуда было бы удобно наблюдать. Детям очень

нравится смотреть на загружающуюся стиральную машину. Окна, рядом с которыми

растут деревья – отличный пункт наблюдения. Можно сесть на лавочку во дворе, и

получить массу удовольствия наблюдая за: птицами, проезжающими машинами, за тем,

как ветер раскачивает верхушки деревьев и т.д.

3. «Аудиозаписи»

Цель: развитие слухового внимания и речи.

Ход игры: Запишите на пленку лепетание малыша. Включите воспроизведение и

проследите за реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Если ребенку нравится

слушать подобные записи, поэкспериментируйте и запишите другие звуки, например

10

звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.

4. «Давай качаться»

Цель: развитие координации движения, равновесия.

Ход игры: Покачивания на коленях доставляет детям много удовольствия. Кроме

того, они играют существенную роль, помогая малышам учиться держать равновесие,

необходимое для хождения. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у

вас на коленях, на животе или на спине; сидящего у вас на колене и раскачивающегося в

разные стороны.

5. «Поиграйте в прятки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками

свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!"

Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

6. «С горки катится игрушка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите

ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым

примером причинно-следственных связей между явлениями.

7. «Наблюдение за мыльным пузырем»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Покажите ребенку как пускать мыльные пузыри. Малыш станет

восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

8. «Носок с ярким рисунком»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему

на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через

некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.

9. «Матерчатый мячик»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной

8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку

понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах

детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

10. «Блестящая кастрюля»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог

посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон.

Малышам нравятся "игрушки" взрослых.

11. «Перед зеркалом»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь

рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале

11

мама, а где он.

12. «Куклы-неваляшки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные

предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки.

Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее

положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

13. «Потрогай звук»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы

заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте

повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы.

Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

14. «Погремушки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и

взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что

определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами.

Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в

частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой,

как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными

погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои

двигательные навыки.

15. «Шарик с водой»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и

привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы

сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит,

что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте

ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может

принести вред.

16. «Игра со звуками»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя

ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и

через некоторое время присоединится к игре.

17. «Фотографии мамы и папы»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: При любой возможности произносите слова "папа" и "мама".

Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы.

Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему

на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".

18. «Две игрушки»

12

Цель: развитие мышления.

Ход игры: В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать.

Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их.

Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет

постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

19. «Браслет с шарфом»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и

обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как

шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить

двигаться шарф.

20. «Цепь из колец»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок.

Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее

дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то

колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое

удовольствие.

21. «По игрушке в каждой руке»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре

он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

22. «Игра в мяч»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно

он будет все внимательнее следить за его движениями.

23. «Карусель»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и

перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной

тарелке две рожицы - с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно

сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На

какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

24. «Исчезающий мяч»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Поставьте у стены стул, на котором сидит ребенок, и закатите под него

мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш

следить за мячом.

25. «Третья игрушка»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять

третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит.

Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет,

13

нужно освободить руки.

26. «Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чемнибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки

которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с

игрушки одеяло.

27. «Уроните куклу со стола»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте

ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими

действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла

упадет, и будет заранее смотреть на пол.

7 — 12 МЕСЯЦЕВ

1. «Зеркальные игры»

Цель: развитие представлений о частях тела.

Ход игры: Чем больше маленький ребенок видит, тем больше он хочет видеть.

Рассматривание себя в зеркале – увлекательное и интересное занятие. Кроме того, оно

дает возможность ребенку узнать себя с новой стороны. Вот что можно делать вместе с

малышом перед большим зеркалом: улыбаться, двигать разными частями тела, корчить

рожицы, издавать разные звуки, произносить разные звуки при помощи губ, подражать

голосам животным, раскачиваться назад и вперед. Поскольку зрительные нейроны на

2. «Трам-пам-пам»

Цель: развитие координации движений.

Ход игры: Детям очень нравится держать в руках различные предметы и ударять

ими о поверхность. Подобные действия отлично развивают координацию. Дайте

ребенку в руку деревянную ложку и покажите как можно стучать ее по полу, по

кастрюле, по дивану и т.д.

3. «Игра с мячом»

Цель: развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: Как только малыш научится сидеть, попробуйте подкатить к нему мяч.

Для начала подойдет мягкий мяч из ткани. Аккуратно подкатите мяч к ребенку и

покажите, как его нужно ловить. Детям очень нравится эта игра. Когда ребенок освоит

принцип игры, можно предложить ребенку резиновые мячики разного размера.

4. «Где находится?»

Цель: развитие представлений о ближайшем окружении ребенка.

Ход игры: Посадите ребенка на колени и вместе рассматривайте альбомы с

фотографиями. Найдите фотографию кого-нибудь из вашей семьи. Расскажите ребенку

об этой фотографии, назовите человека запечатленного на ней. Еще раз назовите имя и

попросите показать этого человека на фотографии. Теперь прикройте рукой и

попросите малыша найти этого человека. Продолжайте игру с другой фотографией.

5. «Моем игрушку»

14

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Ход игры: Мокрые мочалки – превосходные игрушки для малышей. Им очень

приятно, когда их касаются мочалкой. Поиграйте в прятки с мочалкой во время мытья.

Спрячьте игрушку в мочалке и пусть ребенок сам попытается ее найти. Дайте мочалку

ребенку и позвольте ему вас помыть. Сенсорный опыт и общение с малышом могут во

много раз увеличить его интеллектуальные способности в будущем.

6. «Покажите малышу картинки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона,

собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так

чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.

7. «Кукла в зеркале»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему

тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет

ли ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

8. «Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: С каждым днем ребенок все больше понимает, что может влиять на

окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут

реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

9. «Падающий шарик»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш

не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть

он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется

проделать это еще раз.

10. «Игры с телефоном»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему

игрушечный аппарат, а лучше - настоящий, отключив его от сети. Ребенок с

удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее.

11. «Внимание к разным звукам»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их

источник: телефон, дверной звонок, шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и

т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для

развития речи.

12. «Поиграйте со шляпой»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте малышу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее.

Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте

таким образом с разными шляпами. Пусть ребенок полюбуется на себя в зеркало -

15

собственное отражение вызовет у него восторг.

13. «Разные «языки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: У восьмимесячного малыша появляется интерес к животным. Дайте

ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и

продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас

собачка?"

14. «Позвони в колокольчик»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

15. «Осязательная» игра»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему

будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи

и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький

квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и

губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно,

ребенок начинает различать материалы осязательно.

16. «Переверните игрушки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами

(например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,

исправит ли малыш "положение" своих друзей.

17. «Липкая лента»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони.

Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

18. «Детские кубики»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый. В

желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая

кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

19. «Время для музыки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В

качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

20. «Катание машинки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок,

чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать

машинку, что она долго будет катиться сама.

16

21. «Разорвем на кусочки»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать.

Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу

возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может

захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких

бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее

запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более

поздний срок.

22. «Через тоннель»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку.

Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

23. «Наденьте куклу на руку»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

24. «Игрушка с ленточкой»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам

вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии

от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать

вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку.

Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу

были видны только ленточки.

25. «Прогулка под радугой»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной

два метра и снизу закрепите ее концы. Получится радужный свод. Благодаря "радуге"

ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается проползти под

ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого

роста и размера его собственное тельце.

26. «Картонная горка»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка.

Покажите малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.

27. «Поиски»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он

будет ее искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш

осваивает речь.

28. «Дочки-матери»

Цель: познание окружающего мира.

Ход игры: Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте

17

его на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему

развивать речевые навыки.

29. «Игрушка с тесемкой»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите

малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".

30. «Маленькие мячики»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда

его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.

31. «Стукнем друг о друга»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками.

Пусть он попробует повторить ваши движения.

32. «Спрятанная игрушка»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк.

Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

33. «В какой руке?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь,

покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку.

Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они

исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру

сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще

раз.

34. «Разрушаем «башню»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Постройте "башню" из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее.

"Башня" рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: "Ох, все обвалилось!"

Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и

может производить такой замечательный эффект.

35. «Чашка вверх дном»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок

взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у

него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.

36. «Положите игрушку на салфетку»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите перед ребенком на салфетку какую-нибудь небольшую

игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе

салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет

18

свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных

соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы

держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что

он еще не совсем понимает, что к чему.

37. «Игрушка под одеялом»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку.

Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает

понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем

месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет

неописуемый восторг.

38. «Кастрюльки и сковородки»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия,

чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и

сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть

попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные

кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от

какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в

кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет

свой "сюрприз". Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку,

как бить крышкой о крышку.

39. «Сделайте коробку для игрушек»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Для хранения детских игрушек можно приспособить большую

картонную коробку. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее

красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш

постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и,

чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.

40. «Игрушки в вазе»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие

в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее

маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще

увлекательнее.

41. «Формочка для кексов»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые

сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление

положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их

обратно.

42. «Прозрачные и непрозрачные барьеры»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте

19

еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером.

Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо,

сквозь барьер, или обойдет преграду?

43. «Как найти картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в

вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение.

Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку.

44. «Игрушки в прозрачной коробке»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть

малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте

крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

45. «Дай мне игрушку»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и

попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный

восторг.

46. «Вытягивание шарфиков»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе.

Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через

нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в

трубку.

47. «Какие предметы можно сложить один в другой»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу

начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить

стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они

вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

48. «Две и одна»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их

липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так

чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и

понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

49. «Где игрушка»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку.

Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что

такое внутри и что такое снаружи.

50. «Покормите куклу»

20

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и

попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это

делается, он поймет, о чем вы говорите.

51. «Дочки-матери»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он

причесывать ей волосы.

52. «Игра в мяч»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и

пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь

поддерживать ритм.

53. «Сидящие игрушки»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить.

Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее

положение.

54. «Поиски туфли»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Поставьте вместе пару туфель. Дайте одну из них в руки малышу и

попросите его найти вторую. Если ему удастся это сделать, принесите другую пару.

Если малышу будет трудно найти парную туфлю, помогите ему.

55. «Кубики»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Постройте башню из кубиков, а затем предложите это сделать ребенку.

56. «Волшебные чашки»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Поставьте перед ребенком две перевернутые чайные чашки. Под одну

из них положите игрушку. Спросите малыша: "Где игрушка?" - поднимите чашку, чтобы

показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз. Затем

попросите ребенка найти нужную чашку.

57. «Чашки с блюдцами»

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Прежде чем ребенок научится считать, он должен понять, что означает

слово "один". Возьмите пластмассовые чашки и блюдца. Поставьте блюдце. Поставьте

еще несколько чашек и блюдец, приговаривая: "Вот еще одно блюдце, вот еще одна

чашка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Угадай месяца года», для подготовительной группы.

Предлагаю для вашего просмотра дидактическую игру «Угадай месяца года», для подготовительной группы....

Учебно-методическое пособие дидактическая игра.Тема:"Времена года, когда это бывает?"

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам....

Развивающие игры (3-4 года)

В материале представлены краткие конспекты развивающих занятий с детьми 3-4 лет. Занятия проводились с использованием рабочей тетради "Развивающие задания для малышей"...

Доклад из опыта работы на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни"

Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизниВ развитии каждого ребенка и в формировании детского коллектива огромная роль принадлежит игре.В конце второго года жизни у детей начинает раз...

"Развивающие игры детей третьего года жизни".

Ранний возраст -- уникальный возраст. Чтобы правильно педагогически воздействовать на малышей, надо учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого...

"Развитие игры детей четвертого года жизни"

публикация содержит материал о том как дети четвертого года жизни развиваются в игре...

Игра - путешествие " Времена года"

На этом занятии дети отправляются в  путешествие в разные времена года,выполняют задания,играют,получают призы.Цель: Систематизация, уточнение и обобщение знаний о временах года, о явлениях ...