Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Шаповалова Алла Петровна

 

Основная цель – показать практическую значимость дизайна помещений путём создания цветочных композиций из различных материалов как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Новизна темы заключается в комплексном подходе к применению таких задач, как развитие художественно-эстетических  способностей, развитие памяти и внимания, развитие речи, развитие координации мелкой моторики при создании «сладких букетов», арт-открыток, открыток-3D, праздничных панно, декорирование сувениров. Внедрение и использование моего опыта работы поможет педагогам раскрыть и успешно реализовать умственный и творческий потенциал каждого ребёнка, воспитывать у него качества творческой личности через использование новых технологий декорирования: квилинг, декупаж, конфетных композиций.   Именно игры-тренинги  и аттракционы позволят сделать так, чтобы у детей выполнение задания, решение проблемных ситуаций стало осмысленным, интересным и увлекательным.

Проектируется  художественное творчество с учетом возрастных особенностей детей  старшего дошкольного возраста, предполагающие эмоциональную подачу материала, стимулирование детской активности, использование ранее полученных знаний для оформления групповых комнат и музыкального зала к праздникам, декорирование костюмов.

Использование опыта работы предоставит педагогам дошкольных образовательных учреждений немало возможностей для целенаправленной и активной работы по раскрытию способностей и творческого потенциала детей, развитию их мышления и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №34 «Рябинка»

г.Усть-Илимск

МАСТЕР-КЛАСС

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ОСНОВА ЗНАКОМСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИЗАЙНА»

Шаповалова Алла Петровна,

воспитатель изодеятельности

высшая квалификационная категория

2010 год.

СЛАЙД. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                            В.А. Сухомлинский.

СЛАЙД. Коллектив МДОУ № 34 «Рябинка» строит образовательный процесс на основе программы развития «Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, красоте и физическому совершенству через различные виды искусства». В нашем образовательном учреждении реализуется проект «Маленький гражданин» по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством систематического изучения традиций народной и отечественной культуры в единой системе взаимодействия.

          Вопросы формирования творческой личности на протяжении многих лет являются актуальными. В современных условиях для дошкольного обучения важно предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители и как творцы, как этого и требует реальная жизнь.

В связи с этим, проблема формирования основ художественной культуры, является актуальной и требует разрешения.

Работа над темой  «Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна»  закладывает основы дизайна в раннем обучении, имеет большой развивающий, эстетический и воспитательный потенциал, который зачастую не находит отражение в современных образовательных программах.

СЛАЙД. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Д.Локк, Ф.Фребель, Е.Н.Водовозова, Е.А. Флерина, Л.Куцаковой, Л.С.Выготский и другие, описывая способности старших дошкольников, выделяют сформированность у них навыков  художественной деятельности как средства общения.

Основная идея развития фантазии и творчества дошкольников при изготовлении цветочных композиций, заключается в интеграции различных видов детской деятельности как форме взаимосвязи, взаимопроникновения, охватывающей все виды  детского творчества.

СЛАЙД. Цель:

Показать практическую значимость дизайна помещений путём создания цветочных композиций из различных материалов как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

СЛАЙД. Реализация темы предполагает решение определённых задач:

  1. Учить детей создавать плоскостные и объёмные цветочные композиции, картины с использованием   дополнительных материалов (бумага, клей, нити и прочие прикладные материалы).
  2. Сформировать у дошкольников  познавательную и исследовательскую активность, познакомив со свойствами разнообразных материалов (бумаги, фольги, воздушных шаров, ткани,  тесьмы и т. д.).  
  3. Находить красоту в естественной организации природы, фиксировать смысловое соответствие и гармонию линий, цветов, форм  - в живой природе.
  4. Развитие моторных способностей через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребёнка.
  5. Формирование умений выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью разнообразных материалов.

СЛАЙД. Занятия разрабатывала с учётом принципов:

  1. Принцип взаимосвязи, обучения и развития, который носит развивающий характер, и способствуют эстетическому, нравственному и интеллектуальному   развитию    детей;
  2. Принцип индивидуального подхода,  который основан на личностно ориентированном   взаимодействии.
  3. Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой).

СЛАЙД. Средства выполнения основных задач:

  1. Развитие художественно-эстетических способностей через просмотр видеофильмов, экскурсий в картинную галерею и Дом природы.
  2. Развитие памяти и внимания через презентации «Цветословы и чайнворды», дидактические игры, упражнения  «Что изменилось?».
  3. Развитие речи через пальчиковые игры, загадки, сказки, пословицы, «зазывалочки».
  4. Развитие коммуникативных качеств через игры-тренинги и  аттракционы.
  5. Развитие координации мелкой моторики через создание цветочных панно, сувениров  и т.д. 

СЛАЙД.  Для наиболее успешного решения поставленной цели использую:

  1.  «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
  2.  парциально программу «Народные забавы» А. П. Шаповаловой;
  3.  разработку «Цветы» Т.Н. Просняковой (энциклопедия технологий прикладного творчества).

Создание композиций из обрезков бумаги, мусора, валяющегося под ногами,  для любого ребёнка кажется настоящим чудом.  Особенно, если они созданы своими руками. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю  у них потребность самим создавать красоту.  А в целом - формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя  и достичь внутренней гармонии со своей природой.

СЛАЙД. Прежде чем проводить «Уроки волшебства» вместе с детьми, ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала:

  1. серию занятий «Цветочные фантазии»;
  2. дидактические игры «Будем вместе мы играть, цветы дружно называть»;

СЛАЙД.

  1. игры-тренинги «Упражнение понятно, расслабленье всем приятно».

СЛАЙД.  Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший  путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Колокольчик звенит, сказку рассказать велит». В рубрику вошли баллады и  сказки о цветах (показ слайда с изображением 8 страниц сказок).

СЛАЙД. Знакомство старших дошкольников  с основами дизайна, навыки работать коллективно складываются в результате систематических занятий. Работа над созданием «цветочных фантазий» состоит из 2 этапов, объединенных в единое целое. Каждый этап соответствует возрастной группе — старшей и подготовительной.

СЛАЙД. Все этапы обучения имеют свои особенности и творческие задачи.

Первый этап

 — «Путешествие по стране  Цветочной фантазии» (старшая группа).

       Цель: обучение и развитие.

Второй этап 

— «Мир природы и дизайн» (подготовительная группа).

      Цель: свободное творчество.

Все темы, входящие в перспективный план, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Планы-конспекты занятий составлены таким об разом, что ряд заданий, выполняемых одно за другим, позволяют создать интересные композиции. В плане отмечается, какие занятия лучше проводить коллек тивно. Создаваемые детьми коллективные композиции могут быть использованы для оформления группы или  музыкального зала.

СЛАЙД. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2.Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

Форма проведения занятий: подгруппа детей  в составе 9-12 человек.

СЛАЙД. На занятиях дети знакомятся с основными понятиями изобразительного языка: цветом, формой, композицией, а также учатся делать интересные работы в разных техниках и пользоваться различными материалами, что позволяет детям создать удивительные вещи:

  1. для оформления группы или  музыкального зала;
  2. украшение или шляпки для костюмированного балла;
  3. композиции для украшений в театрально-декорационном искусстве.

СЛАЙД Работа по теме «Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна»  включает в себя широкое использование:

  1. иллюстративного материала (слайды, репродукции, видеофильмы) и знакомство с экспозициями на передвижных выставках «Художники Усть-Илимска о красоте природы», «Натюрморт»;
  2. работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (прикладное искусство, музыка, поэзия);
  3. дидактические игры  «Венок веночек», «Что откуда?», «Сочетание цветов» и художественные произведения детей являются мотивацией создания выставок  детского творчества и итогом работы педагога;
  4. игр-тренингов  и аттракционов;
  5. детские работы служат зрительной информацией для родителей и оформления интерьера детского сада;

СЛАЙД

  1. презентации «Цветы – барометры природы» «Цветочные фантазии из овощей», «Цветословы и чайнворды», «Дети, цветы жизни».   Дошкольники познают, что цветы не только дарят красоту, но ещё и дружат с человеком, помогают ему: врачуют, предсказывают погоду (показ первых слайдов презентаций).

проводится  игра-трениНГ  «волшебные краски»

Представьте, что вы — художники.

Ру ки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь — в желтую краску, рисуем солнце (круг).

Теперь нарисуем полянку с ромашками. Какого они цвета? (Белого.) Рисуем ромашку в воздухе.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет на полянке? (Цветами.) А какими? (Ромашками.)

Послушайте  как  шумит ветерок  (трём прямые ладони друг о друга).

Итак, мы на полянке.

Представьте, что вы — ромашки.

Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.

Может, это только снится:

Что в ладони Солнышко садится (раскрыть ладони).

Теплотою сердце согревает (ладони к сердцу прижимаем).

Добротою душу наполняет («здороваются» ладошки с соседом).

На занятиях дети работают с различным материалом:

Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.

СЛАЙД.  Композиции из конфет, конфетный букет. Мало кто знает, что из фоль ги и конфетных обёрток можно сделать замечательные «Сладкие букеты», которые приведут в восторг родных и друзей. Конечно, такая композиция - это больше сувенир, чем лакомство (1 слайд).

СЛАЙД.  Декупаж  нанесение рисунка с помощью салфеток на предметы, посуду, используется сейчас очень широко. Можно использовать так же и картинки из различных журналов (2 слайда).

СЛАЙД. Пластилинография – создание плоскостных и  объёмных композиций  используя различные приёмы  работы с пластилином (2-а слайда).

СЛАЙД.  Квилинг - бумагокручение. Все элементы создаются из скрученных определённым образом тонких полосочек бумаги (2 слайда).

СЛАЙД. Арт-открытки – это открытки, изготовленные вручную, где используется не только бумага, бисер, атласные ленточки, кружева, но и блестки, бусины и пайетки. Такая поздравительная открытка уже сама по себе ценный подарок (2 слайда).

СЛАЙД.  Цветы из ткани своими руками. Несомненный плюс идеи такого цветка в простоте и универсальности: ведь полученные цветы из ткани ручной работы можно использовать и для украшения детской одежды, шляп, открыток, рамочек, фотоальбомов и т.д. (1 слайд).

СЛАЙД. Открытка из обоев – 3D (трёхмерная). Интересную работу можно сделать из совсем обычного материала, н.п. кусочка обоев. Техника, при которой создаётся объёмная картинка посредством наклеивания друг на друга большого количества слоев. Для придания большего объёма (1 слайд).

СЛАЙД. Работая с бросовым материалом, дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи (2 слайда).

СЛАЙД. По моим  наблюдениям, большой интерес вызывает у  старших дошкольников мастерить для оформления музыкального зала, театральной комнаты для показа  кукольных постановок. Но это дело не под силу одному человеку. Очень весело готовить такие композиции  всей  группой. В таком групповом творческом общении рождается и чувство трудового соперничества, и счастье творца, несущего другим (в данном случае ожидаемым зрителям) радость.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЦВЕТОЧНЫЕ МОТИВЫ».

 Предлагается создать «сладкий букет», украсить вазу цветочными мотивами, квилингом пасхальные яйца или арт-открытку и открытку-3D используя различный  материал, лежащий на столах (во время работы звучит муз.Чайковского «Вальс цветов»).

СЛАЙД. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. обогащение представлений об основах изобразительного искусства;
  2. знакомство с различными техниками создания цветочных панно (бумагопластика, тестопластика);
  3. изучение оформительского искусства.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. знакомство с более сложными способами создания цветочных композиций (полуобъемных и объёмных);
  2. осваивают технику декупаж, квилинг, арт-открыток;
  3. работа с бросовым материалом (2 слайда).

Основная задача в работе над композицией - увидеть будущее панно в гофрированной бумаге, конфетных обёртках, салфетках, лоскутках ткани, бусинках, паетках и др. Следовательно, такое творчество будет тренировать, как мышцу, художественное чутье ребенка.

Окраской, формой, ароматом цветы несут радость человеку, пробуждают лучшие  чувства, будят фантазию, улучшают настроение. Цветы просто красивы, ими хочется любоваться, с ними приятно заниматься ради удовольствия.

СЛАЙД. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ:

  1. Консультации «Настоящие произведения искусств к Пасхе», «Такая разная аппликация», «Филигранные открытки», «Цветы которые не увядают»;
  2. Практикум «Цветочные композиции из солёного теста» (2 слайда).

СЛАЙД.   РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Эффективной формой моей работы с родителями является творческий союз воспитателя и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, творческого общение, через:

  1. дни открытых дверей способствуют  заинтересованности родителей к трудовому воспитанию ребенка в детском саду;
  2. клуб общения «Гармония» - «Художественные шедевры в четыре руки», «Стильные украшения для дома и детской комнаты»;
  3. проведение консультаций-практикумов «Изюминка» - совместная работа детей и родителей  «Пластилиновые истории», «У фантазии нет границ – чудо бутерброды», «Декоративные шкатулочки для мелочей», «Декоративные бутылки и вазы своими руками», «Пальчиковая гимнастика и игры для развития мелкой моторики». Правильное общение родителей с детьми во время изготовления цветочных композиций создает духовную близость между взрослым и ребёнком, поднимает авторитет родителей (3 слайда).

СЛАЙД. Отзывы родителей и гостей, посетивших занятия, выставки,  практикумы, клуб «Гармонию» поддерживают, побуждают искать меня новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.        

СЛАЙД. На городском и межрегиональном уровне панорама опыта была представлена: (4 слайда).

  1. Авторская    программа «Скатерть-самобранка» (клуб выходного дня) раздел «Пекарская скульптура» (2006г).
  2. Конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (I место), адаптированная программа «Народные забавы» кружковая работа(2006г).
  3. Консультация на портале образования  г.Усть-Илимска «Цветы которые не увядают» (2007г).
  4. Экспресс-консультации: «Цветочные фантазии в росписи пасхальных яиц» (писанки) и «Знакомим дошкольников с пекарской скульптурой» (русская кухня) УЧСИБ г. Новосибирск (2008г).
  5. Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» опыт работы был отмечен серебреной медалью (2009г).
  6. V региональная научно-методическая  конференция «Роль и место преподавателя в системе российского образования», посвящённая году учителя (2010г).

СЛАЙД. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

  1. Поделка начинает интересовать детей с практической стороны. Они уже начинают думать, где «в хозяйстве» может пригодиться результат их труда.
  2. У детей повысился интерес к произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию;
  3. больше выпускников ДОУ стало заниматься в детской художественной школе, кружках и студиях детского творчества.
  4. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями детей.
  5. Развивается коммуникативная компетентность, художественно-эстетические способности, локомоция и мелкая моторика рук, что положительно влияет на формирование эмоциональной сферы детей.
  6. Дошкольники участвуют в городских и краевых выставках детского творчества, где занимают призовые места (слайд - на выставках награждении).

СЛАЙД. СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ:

  1. Работайте в соавторстве с ребенком. Советуйте, но не указывайте, предлагайте, но не решайте за него. Это даст малышу почувствовать себя на равных с вами.
  2. Отнеситесь к труду ребенка доброжелательно и тактично - дайте ему возможность украсить своими произведениями искусства интерьер квартиры или группы в детском саду. Пусть он почувствует гордость оттого, что результаты его труда ценят.
  3. Как бы вам ни было приятно любоваться вещами, которые смастерят ваши дети, какими бы забавными и  симпатичными ни получились они, как можно чаще позволяйте своим воспитанникам дарить эти поделки друзьям, соседям, родственникам.
  4. Доброта и щедро такие же прекрасные и высокие качества в человеке, как и умение трудиться. И потому чаще устраивайте в детском саду  веселые и шумные праздники с подарками.

СЛАЙД. 

Показ видеоролика «ЦВЕТОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ».

СЛАЙД. 

Закончить рассказ об опыте своей работы мне хотелось бы стихотворением о природе творчества.

В детстве не было лучше подарка:

Кисти, клей, бумага, альбом…

Создавали мы смело и ярко

Композиции на голубом,

Папе с мамой цветы из бумаги,

Из конфет, пластилина, фольги.

Чуть завидуя тем, чьё призванье –

Быть дизайнером, радость творить,

Если глубже в работы вглядеться,

Сразу вспомнишь о чём-то своём.

Все художники – родом из детства,

Их коснулась жар-птица крылом!

СЛАЙД. 

Я верю, что эта жар-птица живёт в нашем детском саду и одаряет нас и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.

ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

«РОЗА – КОРОЛЕВА ЦВЕТОВ».

Педагоги обмениваются впечатлениями от мастер-класса. Если ничего нового не узнали то пчёлка (из солёного теста)  садится на белый цветок  букета «Настроения», было интересно - фиолетовый, много интересного и полезного для работы – красный цветок  (буклеты «Цветы-талисманы» и  «Цветы и характер»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге.

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге для воспитателей ДОУ....

Мастер-класс для родителей младшей группы по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов

Получить удовольствие от совместного творчества (дети- родители-воспитатели)....

Мастер-класс по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов.

привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить родителей и детей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, создать предновогоднее настроение в процессе изготовления...

Изготовление цветочной композиции из камней "Кактусы" (мастер-класс)

Мастер-класс предназначен для педагогов и родителей....

Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов

Консультация для педагогов по изготовлению игрушек из подручного и бросового материала....

Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов

Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов. Возраст: средняя группа Участники: дети, родители, педагоги группы. Цель: вовлечение родителей в совместную деяте...

Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из различных материалов.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....