Этапы развития фонематического слуха.
консультация (старшая группа)

Никитина Ольга Николаевна

Развивать фонетический слух детей, упражнять в способности узнавать и различать неречевые звуки,различать звуки, слоги  и слова близкие по звуковому составу, формировать навык элементарного звукового анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_fonematicheskogo_sluha._.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Этапы развития фонематического слуха.

       1 этап  развития фонематического слуха.

Цель: Поддерживать интерес к занятию, развивать фонематический слух, упражнять детей способности узнавать и различать неречевые звуки. Способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти, умению слушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) , слушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д..

  1. Игра «Где спряталась игрушка»

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную заранее, когда он подходит к ней близко, барабан (колокольчик, клаксон, молоточек, бубен) стучит громко, далеко – тихо.

  1. Игра «У кого колокольчик (игрушка)?»

Дети  стоят в кругу, водящий в центре, незаметно от водящего, дети передают за спиной колокольчик, один звенит, водящий отгадывает и показывает, кто звенел.

  1. Игра «Тихо – громко»

На стульях две игрушки – большая и маленькая. Большая стучит в барабан громко, маленькая – тихо.  Закрывают игрушки ширмой. Дети отгадывают, кто барабанил.

  1. Игра «Звуки за ширмой – что звенит, гремит, шуршит…»

 Стучит карандашом о стакан, о чашку, кружку металлическую, кружку керамическую, деревянный бочонок, гремит коробкой с кнопками, погремушкой,

мяч, ударяют  о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д..

2 этап  развития фонематического слуха.

Цель:  научиться различать слова, близкие по звуковому составу, развивать  у детей внимание.

1.  Игра «Когда я ошибусь, хлопните (топните)».

 Показать картинку и произнести:  «Вагон -- вакон -- фагон -- вагон -- факон -- вагом» и т.д. «Бумага -- пумага -- тумага -- пумака -- бумака». И т.д.

2. Игра «Покажи картинку, которую назову»

 -  рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д.

(расположить в одну линию или в столбик).

3. Игра «Найди пару»

ком, бак, сук, ветка, каток, горка

дом,  рак лук,  клетка, платок,  корка

сом,  мак жук,  пятка,  листок,  норка

лом,  лак,  бук,  плётка,  моток,  марка.

3 этап  развития фонематического слуха.

Цель: учить различать слоги.

  1. Игра  «Повтори слоги»  на-на-на-па.

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

  1. Игра «Повтори как я – шёпотом – громко, быстро - медленно»

                        ка – га     ба- па

4 этап  развития фонематического слуха.

Цель: дети учатся различать фонемы родного языка, учить дифференциации гласных  и согласных звуков.

  1. Игра «Песенка гласных»

Раздают детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Варианты игры:

1)логопед произносит звуки кратко;

2)детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку. красный - А , желтый - И, зеленый - У; О, Ы, Э.

        2. Игра «Песенка согласных»

Т- ть Б-бь – тихо – громко, п-п-п  м-м-м …

5 этап  развития фонематического слуха.

Цель:  формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, учить выделять в слове последний согласный звук.

  1. Игра «Прошагай  (отхлопай) слово»
  2. Игра «Прохлопать (постучать),  столько раз, сколько красный кружков»
  3. Игра «Выложи  столько кружков, сколько скажу звуков»
  4. Далее проводится анализ гласных звуков.
  5. Игра «Напиши слово звуками»
  6. Игра «Назови последний звук в слове»

Дети берут из конверта картинку громко, четко называют её, выделяют последний звук,  повторяют этот звук отдельно: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

  1.  Игра «Договори последний звук в слове и назови слово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития фонематического слуха.

Фонематический слух начинает формироваться с самого рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же ра...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Пособие по развитию фонематического слуха на начальном этапе постановки звука

Пособие по развитию фонематического слуха на начальном этапе постановки звука...