Этапы развития фонематического слуха.
консультация (старшая группа)
Развивать фонетический слух детей, упражнять в способности узнавать и различать неречевые звуки,различать звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу, формировать навык элементарного звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_fonematicheskogo_sluha._.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития фонематического слуха.
1 этап развития фонематического слуха.
Цель: Поддерживать интерес к занятию, развивать фонематический слух, упражнять детей способности узнавать и различать неречевые звуки. Способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти, умению слушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) , слушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д..
- Игра «Где спряталась игрушка»
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную заранее, когда он подходит к ней близко, барабан (колокольчик, клаксон, молоточек, бубен) стучит громко, далеко – тихо.
- Игра «У кого колокольчик (игрушка)?»
Дети стоят в кругу, водящий в центре, незаметно от водящего, дети передают за спиной колокольчик, один звенит, водящий отгадывает и показывает, кто звенел.
- Игра «Тихо – громко»
На стульях две игрушки – большая и маленькая. Большая стучит в барабан громко, маленькая – тихо. Закрывают игрушки ширмой. Дети отгадывают, кто барабанил.
- Игра «Звуки за ширмой – что звенит, гремит, шуршит…»
Стучит карандашом о стакан, о чашку, кружку металлическую, кружку керамическую, деревянный бочонок, гремит коробкой с кнопками, погремушкой,
мяч, ударяют о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д..
2 этап развития фонематического слуха.
Цель: научиться различать слова, близкие по звуковому составу, развивать у детей внимание.
1. Игра «Когда я ошибусь, хлопните (топните)».
Показать картинку и произнести: «Вагон -- вакон -- фагон -- вагон -- факон -- вагом» и т.д. «Бумага -- пумага -- тумага -- пумака -- бумака». И т.д.
2. Игра «Покажи картинку, которую назову»
- рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д.
(расположить в одну линию или в столбик).
3. Игра «Найди пару»
ком, бак, сук, ветка, каток, горка
дом, рак лук, клетка, платок, корка
сом, мак жук, пятка, листок, норка
лом, лак, бук, плётка, моток, марка.
3 этап развития фонематического слуха.
Цель: учить различать слоги.
- Игра «Повтори слоги» на-на-на-па.
Дети определяют, что здесь лишнее (па).
на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
- Игра «Повтори как я – шёпотом – громко, быстро - медленно»
ка – га ба- па
4 этап развития фонематического слуха.
Цель: дети учатся различать фонемы родного языка, учить дифференциации гласных и согласных звуков.
- Игра «Песенка гласных»
Раздают детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Варианты игры:
1)логопед произносит звуки кратко;
2)детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку. красный - А , желтый - И, зеленый - У; О, Ы, Э.
2. Игра «Песенка согласных»
Т- ть Б-бь – тихо – громко, п-п-п м-м-м …
5 этап развития фонематического слуха.
Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, учить выделять в слове последний согласный звук.
- Игра «Прошагай (отхлопай) слово»
- Игра «Прохлопать (постучать), столько раз, сколько красный кружков»
- Игра «Выложи столько кружков, сколько скажу звуков»
- Далее проводится анализ гласных звуков.
- Игра «Напиши слово звуками»
- Игра «Назови последний звук в слове»
Дети берут из конверта картинку громко, четко называют её, выделяют последний звук, повторяют этот звук отдельно: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.
- Игра «Договори последний звук в слове и назови слово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Этапы развития фонематического слуха.
Фонематический слух начинает формироваться с самого рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же ра...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...
Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
Аннотация. Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...
Пособие по развитию фонематического слуха на начальном этапе постановки звука
Пособие по развитию фонематического слуха на начальном этапе постановки звука...
Этапы развития фонематического слуха у детей
консультация для родителей...