«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня - не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины, так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
• в физическом развитии и социальном поведении;
• в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
• в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Что нужно знать родителям о девочке.
Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
• Я тебя так люблю!
• Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
• Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
• Ты украшаешь мою жизнь!
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
«. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс».
«. Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».
«. Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя, а мальчики технику».
«. Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми».
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
• Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
•Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
• Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
• У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
• Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
• Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике.
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
• Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно).
•Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
• Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например, (т. е. разрешать быть естественными).
•Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
•Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
• Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
• Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
• Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
• Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
•Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п.
• Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
П А М Я Т К А
1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленн...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...