Тема: «Учите ребенка говорить правильно».
консультация
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
Тема: «Учите ребенка говорить правильно».
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.
Компасом собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: — О!, как же ты красива!
Е. Щукина
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. «Для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая,
слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как
домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
( Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем вот такой треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Вам сегодня будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.
Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить...»
Воспитатель: Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8—9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»
Варианты ответов вывешиваются на магнитной доске
• общаться со сверстниками;
• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
• оригинально выражать свои мысли;
• быть успешным в играх
• рассказывать прекрасные стихи;
• петь песни.
Рассмотрим стимулы речевого развития
Артикуляционная гимнастика - стимул речевого развития ребенка. Чтобы овладеть правильным звукопроизношением необходимо подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не смог. И в этом нам помогают занятия артикуляционной гимнастикой.
Игра «Сказочка – указочка»
Заниматься гимнастикой для язычка необходимо перед зеркалом, чтобы ребенок видел свой зрительный образ.
Сейчас мы с вами познакомимся с элементами артикуляционной гимнастики.
Сказка о веселом язычке.
За алыми губами, за белыми зубами жил – был Веселый Язычок. Его домиком был рот. (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы)
Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрит на небо, ярко ли светит солнышко
(поднять кончик языка к верхней губе)
Посмотрел на землю – травушка – муравушка растет.
(опустить кончик языка вниз)
Посмотрел направо, налево (передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе)
Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой)
Пора умываться:
Нужно почистить зубки (чистим зубы)
Привел язычок себя в порядок и сел завтракать.
Самовар кипит, просит чай всех пить
Чай горячий, подуем на него. (подуть на кончик языка)
Наелся блинов с вареньем, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно!
Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем. Давайте оближем варенье с губ (широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем её сверху вниз).
И решил отправиться в зоопарк.
Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. (ехать на лошадке).
И вот приехал язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора и рот широко открывает. Это был бегемот. Давайте превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «5», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза).
Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправится, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно. Лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Повторить 3-4 раза)
Идет язычок дальше. Ой кто это такой большой с длинным носом? Да это же …слон! Покажем какой у слона хобот (сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5)
Смотрит язычок на слона а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка (вытянуть губы вперед трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом).
Полюбовался язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг пошевелился и язычок увидел, что это змея. Давайте изобразим змею (улыбнуться открыть рот высунуть язычок изо рта, затем спрятать)
Понаблюдал язычок за змейкой и решил возвратиться домой на своей любимой лошадке.
Занятия артикуляционной гимнастикой помогают:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
• Улучшить подвижность артикуляционных органов
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков
Еще одним стимулом речевого развития является речевое дыхание, о котором вам расскажет Ольга Петровна Потапова
2.Речевое дыхание
Правильное речевое дыхание лежит в основе правильной речи малыша.
Поэтому необходимо обращать внимание на характер дыхания ребенка сейчас,
чтобы в будущем избежать проблем в развитии произношения.
Правильное речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, затем следует пауза, а после – плавный медленный выдох.
(дыхательная гимнастика ВИДЕО)
Проявив изобретательность, Вы можете помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с простых и забавных игровых упражнений. Предложите ребенку:
• дуть через соломку в стакан с водой;
• надувать воздушные шары;
• дуть на разноцветные вертушки;
• играть на духовых музыкальных инструментах;
• пускать мыльные пузыри
• дуть на одуванчики весной
• дуть на ватный шарик.
• сдувать с руки осенний листочек.
При всех этих забавах главное контролировать правильность речевого дыхания: вдох должен осуществляться через нос, а выдох через рот.
Дайте ребенку маленькое зеркальце, желательно с ручкой, и предложите, глядя в него, сделать несколько простых предложений.
• Вдох и выдох через нос;
• Вдох и выдох через рот;
• Вдох через нос, выдох через рот;
• Вдох через рот, выдох через нос.
Очень интересно для детей «тянуть» гласные звуки на выдохе, при этом соревнуясь: «Кто дольше?». Можно петь гласные по отдельности, пропеть песню «В лесу родилась елочка на звук А» (пропеть с родителями), и в сочетании из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие.
Только не забывайте напоминать ребенку, делать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.
3.Следующим стимулом речевого развития ребенка являются пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией и развитием мелкой моторики. Игры очень эмоциональны и увлекательны
Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Помогают преодолеть стеснительность, поверить в себя, формировать чувство собственного достоинства. ( ВИДЕО)
Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Они не требуют специального оборудования.
Предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру «Котик»
Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Очень полезна гимнастика с палочкой или карандашом трем между ладошками и с массажными мячиками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек. (зеркала. Массажные мячики)
5. Организационные вопросы.
- Организация и проведение Новогоднего утренника.
- Соблюдение родителями режима дня детского сада
- Одежда детей (исправность замков на ботинках и куртках, исключение перчаток, порядок в кабинках, вешалки на куртках, простые колготки)
- Довести до сведения родителей что необходимо приобрести для группы (массажные мячики, зеркала на подставке, тарелочки для раздаточного материала, розетки под клей, счетные палочки). Группа испытывает недостаток в настольно-печатных, дидактических, развивающих играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим ребенка говорить правильно
А для этого, дорогие взрослые, с ним надо разговаривать! Разговаривать с самого рождения - это неправда, что он еще ничего не понимает - зато он улавливает вашу интонацию. Обратите внимание - вот мама...
Учите ребенка говорить правильно
Консультация для родителей...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Учим детей говорить правильно и красиво»
Цель: Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях....
Консультация для родителей "Учим ребенка говорить правильно"
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях ? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей без помощи специалиста? Вот несколько простых правил, которые помогут Вам ответит...
Выступление на заседание родительского клуба «Дружная семья» тема: «Учите детей говорить правильно»
Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи...
Выступление на заседании родительского клуба "Дружная семья" на тему "Учите детей говорить правильно"
Выступление на заседании родительского клуба "Дружная семья"...
Консультация для родителей «Учим ребенка говорить правильно»
Консультация для родителей «Учим ребенка говорить правильно»Окотэтто Татьяна Григорьевна, учитель-логопед...