Тема: «Учите ребенка говорить правильно».
консультация

Романова Марина Юрьевна

Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Тема: «Учите ребенка говорить правильно».

      Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.

Компасом собрания нам будут служить следующие строки.  

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: — О!, как же ты красива!

Е. Щукина

  Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. «Для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая,

слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как

домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он  разговаривает точь-в-точь как его отец!»

( Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем вот такой треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

 Вам сегодня будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

        Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить...»

    Воспитатель: Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8—9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

        Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»

Варианты ответов вывешиваются на магнитной доске

•        общаться со сверстниками;

•        благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

•        оригинально выражать свои мысли;

•        быть успешным в играх

•        рассказывать прекрасные стихи;

•        петь песни.

Рассмотрим стимулы речевого развития

  Артикуляционная гимнастика -  стимул речевого развития ребенка. Чтобы овладеть правильным звукопроизношением необходимо подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не смог. И в этом нам помогают занятия артикуляционной гимнастикой.

Игра «Сказочка – указочка»

Заниматься   гимнастикой для язычка необходимо перед зеркалом, чтобы ребенок видел свой зрительный образ.

Сейчас мы с вами познакомимся с элементами артикуляционной гимнастики.

Сказка о веселом язычке.

За алыми губами, за белыми зубами жил – был Веселый Язычок. Его домиком был рот. (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы)

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрит на небо, ярко ли светит солнышко

(поднять кончик языка к верхней губе)

Посмотрел на землю – травушка – муравушка растет.

(опустить кончик языка вниз)

Посмотрел направо, налево (передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе)

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой)

Пора умываться:

Нужно почистить зубки (чистим зубы)

Привел язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить

Чай горячий, подуем на него. (подуть на кончик языка)

Наелся блинов с вареньем, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно!

Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем. Давайте оближем варенье с губ (широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем её сверху вниз).

И решил отправиться в зоопарк.

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. (ехать на лошадке).

И вот приехал язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора и рот широко открывает.  Это был бегемот. Давайте превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «5», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза).

Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправится, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно. Лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Повторить 3-4 раза)

Идет язычок дальше. Ой кто это такой большой с длинным носом? Да это же …слон! Покажем какой у слона хобот (сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5)

Смотрит язычок на слона а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка (вытянуть губы вперед трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом).

Полюбовался язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг пошевелился и язычок увидел, что это змея. Давайте изобразим змею (улыбнуться открыть рот высунуть язычок изо рта, затем спрятать)

Понаблюдал язычок за змейкой и решил возвратиться домой на своей любимой лошадке.

Занятия артикуляционной гимнастикой помогают:

•        Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

•        Улучшить подвижность артикуляционных органов

•        Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

•        Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу

•        Подготовить ребенка к правильному произношению звуков  

Еще одним стимулом речевого развития является речевое дыхание, о котором вам расскажет Ольга Петровна Потапова

2.Речевое дыхание

   Правильное речевое дыхание лежит в основе правильной речи малыша.

Поэтому необходимо обращать внимание на характер дыхания ребенка сейчас,

чтобы в будущем избежать проблем в развитии произношения.

 Правильное речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, затем следует пауза, а после – плавный медленный выдох.

(дыхательная гимнастика ВИДЕО)

    Проявив изобретательность, Вы можете помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с простых и забавных игровых упражнений. Предложите ребенку:

•        дуть через соломку в стакан с водой;

•        надувать воздушные шары;

•        дуть на разноцветные вертушки;

•        играть на духовых музыкальных инструментах;

•        пускать мыльные пузыри

•        дуть на одуванчики весной

•        дуть на ватный шарик.

•        сдувать с руки осенний листочек.

При всех этих забавах главное контролировать правильность речевого дыхания: вдох должен осуществляться через нос, а выдох через рот.

     Дайте ребенку маленькое зеркальце, желательно с ручкой, и предложите, глядя в него, сделать несколько простых предложений.

•        Вдох и выдох через нос;

•        Вдох и выдох через рот;

•        Вдох через нос, выдох через рот;

•        Вдох через рот, выдох через нос.

  Очень интересно для детей «тянуть» гласные звуки на выдохе, при этом соревнуясь: «Кто дольше?». Можно петь гласные по отдельности, пропеть песню «В лесу родилась елочка на звук А» (пропеть с родителями), и в сочетании из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие.

        Только не забывайте напоминать ребенку, делать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.

       3.Следующим стимулом речевого развития ребенка являются пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией и развитием мелкой моторики. Игры очень эмоциональны и увлекательны

      Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.

        Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).  Помогают преодолеть стеснительность, поверить в себя, формировать чувство собственного достоинства. ( ВИДЕО)

Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Они не требуют специального оборудования.

 Предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру «Котик»

 Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Очень полезна гимнастика с палочкой или карандашом трем между ладошками и с массажными мячиками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек.  (зеркала. Массажные мячики)

5.        Организационные вопросы.

- Организация и проведение Новогоднего утренника.

- Соблюдение родителями режима дня детского сада

- Одежда детей (исправность замков на ботинках и куртках, исключение перчаток, порядок в кабинках, вешалки на куртках, простые колготки)

- Довести до сведения родителей что необходимо приобрести для группы (массажные мячики, зеркала на подставке, тарелочки для раздаточного материала, розетки под клей, счетные палочки). Группа испытывает недостаток в настольно-печатных, дидактических, развивающих играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка говорить правильно

А для этого, дорогие взрослые, с ним надо разговаривать! Разговаривать с самого рождения - это неправда, что он еще ничего не понимает - зато он улавливает вашу интонацию. Обратите внимание - вот мама...

Учите ребенка говорить правильно

Консультация для родителей...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Учим детей говорить правильно и красиво»

Цель:  Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении  приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях....

Консультация для родителей "Учим ребенка говорить правильно"

Как научить ребенка  говорить правильно  в домашних условиях ? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей без помощи специалиста? Вот несколько простых правил, которые помогут Вам ответит...

Выступление на заседание родительского клуба «Дружная семья» тема: «Учите детей говорить правильно»

Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи...

Консультация для родителей «Учим ребенка говорить правильно»

Консультация для родителей «Учим ребенка говорить правильно»Окотэтто Татьяна Григорьевна, учитель-логопед...