Рекомендации по домашнему чтению для детей 4 - 5 лет
консультация (средняя группа)

Матарас Елена Аркадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_domashnemu_chteniyu.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет.

   Открывая ребенку книгу - вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать новое. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

     Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит -книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

     Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Советы, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  • Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  • Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
    Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  • Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
    В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
  • Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  • Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  • Старайтесь читать детям ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
  • Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
  • Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать также, как их старшие братья, сестры или друзья.
  • С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  • Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  • Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

     Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

Литература для чтения с детьми 4 – 5 лет дома

Русский фольклор:

  • «Идет лисичка по мосту»
  •  «Солнышко-ведрышко»
  •  «Иди, весна, иди, красна»
  • «Барашеньки»
  • «Кот на печку пошел»

Русские сказки:

  • «У страха глаза велики», обр. М. Серовой
  • «Лиса и козел», обр. О. Капицы
  • «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького
  • «Лиса-лапотница», обр. В. Даля
  • «Жихарка», обр. И. Карнауховой

Сказки народов мира:

  • «Красная шапочка», из сказок Ш. Перро
  • «Бременские музыканты», братья Гримм
  • «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова

Литературные сказки:

  • К. Чуковский «Тараканище»
  • К. Чуковский «Телефон»
  • Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)
  • В. Осеева «Волшебная иголочка»
  • Д. Самойлов «У слоненка день рождения»
  • В. Бианки «Первая охота»
  • Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

Произведения поэтов и писателей России:

  • С. Маршак «Вот какой рассеянный»
  • С. Маршак «Багаж»
  • Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.)
  • Ю. Мокриц «Дом гнома, гном — дома!»
  • Д. Хармс «Очень страшная история»
  • С. Воронин «Воинственный Жако»
  • Н. Носов «Заплатка»
  • К. Ушинский «Бодливая корова»
  • В. Бианки «Подкидыш»

Произведения поэтов и писателей разных стран:

  • «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера
  • Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько
  • Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской
  • Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Для заучивания наизусть:

  • «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой
  • В. Орлов «С базара»
  • Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики...»
  • Е. Серова «Одуванчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации по домашнему чтению

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, ...

Рекомендации по домашнему чтению

Методические рекомендации по домашнему чтению...

Рекомендации родителям по домашнему чтению для детей 3-4 лет

Рекомендации  родителямпо домашнему чтению для  детей  3-4 лет Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован  книжный уголок, к которому  у малы...

Рекомендации родителям по домашнему чтению для детей 3-4 лет

                                Рекомендации  родителямпо домашнему чтению для  детей  3-4 ле...

Рекомендации по домашнему чтению

Рекомендации для родителей до чтения книги, во время чтения и в процессе обсуждения...

Рекомендации родителям по домашнему чтению для детей 3-4 лет

Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудованкнижный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ.Для чтения во второй младшей группе (3-4 лет)...

Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более

Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более...