Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
План-конспект
«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Возраст: 5-6 лет
Цель:: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.
Активизация словаря: Цыпленок, ножницы, чебурашка, мяч
Предварительная работа: Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.
Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).
Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова.
Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.
.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.
Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).
- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
- Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
- Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)
- А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).
- А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):
Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.
Дети садятся на места.
Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.
- Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы, в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).
- Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.
- Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).
- Послушайте потешку:
Цок-цок, цок-цок
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу!
- Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).
- Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).
- Давайте повторим потешку все вместе:
- Громко и медленно;
- Тихо;
- Тихо и быстро.
Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:
- Весёлая лошадка;
- Грустная лошадка;
- Сердитая лошадка;
- Ленивая лошадка.
- Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).
Повстречались два цыплёнка
И сказали: «Пи-пи».
Повстречались два утёнка
И сказали: «Кря-кря».
Повстречались два котёнка
И сказали: «Мяу-мяу).
Повстречались два щенка
И сказали: «Гав-гав».
Повстречались два быка
И сказали: «Му-му.
Смотрите какие рога!
Забодаю-забодаю!»
- А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.
- Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
Воспитатель просит детей назвать слова со звуком «Ц», «Ч» (Дети отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...