Семинар-практикум для родителей
консультация

Жарова Елена Юрьевна

Рациональное использование двигательных и эмоционально-психологических нагрузок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рациональное использование двигательных и эмоционально-психологических разгрузок»

Семинар-практикум для родителей

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети большую часть времени вынуждены находиться в статической позе. Ребенок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие ограничения движения. Поэтому очень важно рационально организовать режим так, чтобы дети как можно больше времени находились в движении. В результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус.

Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания даже у детей 6-7 лет ограничивается в среднем 12-15 минутами. Существуют еще и индивидуальные различия детей.

        Помимо этого, ребенок не может долго сохранять заданную позу, например малыши – только 1,5-2 минуты, старшие дети 3-4минуты. Поэтому в учебном процессе придается большое значение  использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузки детей. В работе можно использовать разные виды разгрузок, используя на одном занятии несколько вариантов двигательных разгрузок, содержание которых подбирается в соответствии с программным материалом

Динамические паузы – предназначены  для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Динамическая пауза проводится во время занятий, требующих от детей усидчивости, умственного напряжения. Умственное утомление определяется по снижению внимания у детей. Снять напряжение помогут динамические паузы. К ним относятся:

Физкультминутки – проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Их длительность 1,5-2 минуты, в форме разнообразных комплексов физических упражнений.

Логоритмическая гимнастика – одна из форм активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Логоритмическую гимнастику можно проводить под музыку, чтение стихов или пение детей и воспитателя.

Пальчиковые игры – помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.

Телесные игры – дают возможность ребенку ощутить собственное тело. Во многих играх используется прием называния малыша по имени, что характерно для народных игр-потешек, в которых имя ребенка органично вплетается в ткань стиха. Это дает ребенку возможность осознать, что именно его приглашают и принимают в удивительном мире игры.

Массаж – система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости.

Массаж биологически активных точек – данный вид массажа рекомендуется проводить с детьми подготовительной группы в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приемы, поскольку детям трудно точно найти нужную точку.

Гимнастика для глаз – заключается в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда.

Дыхательная гимнастика – способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту.

Игры-хороводы - проводятся в кругу и сопровождаются движениями в соответствии с текстом. Не обязательно разучивать песни с детьми, достаточно того, чтобы их хорошо знал воспитатель.

Эмоционально – психологические разгрузки предполагают использование: элементов релаксации, музыки в процессе занятий и между ними, в свободное от занятий время, во время засыпания и пробуждения детей, чтобы способствовать снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера детей.

Релаксация – выполняют для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Чаще всего выполняется перед дневным сном.

Восприятие музыки – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыкальное сопровождение подбирается в соответствии с данной ситуацией и поставленными задачами. При использовании музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

        Все это позволит добиться положительного результата в укрепление физического и психического развития ребенка.

Пальчиковые игры

«Ветер и тучка»

Раз-два-три-четыре-пять-

По очереди прикасаются пальцами к большому пальцу.

Вышла тучка погулять.

К тучке ветер подлетает,

Медленно поднимать руки вверх, вращая кистями.

В догонялки с ней играет.

И ладошкой ударяет.

Хлопают в ладоши над головой.

Бах! Бах! Та-ра-рах!

Делают скользящие удары по ладонями друг о друга.

Гром грохочет, просто страх!

Стучат кулаками по бедрам.

Тучка грома испугалась

Прижимают ладони к щекам.

И от страха разрыдалась.

Трут кулачками глаза.

Кап-кап! Кап-кап!

Ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Ай-яй-яй!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Больше тучку не пугай!

Грозят пальцем.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове.

Телесные игры

«Кот и мыши»

Серый кот залез на крышу.

Медленно проходят пальчиками по телу от колен до головы.

Ну а там сидели мыши,

Как увидели кота –

Разбежались кто куда.

Слегка массируют голову.

Быстро бегут пальчиками от головы до колен.

«Ой, люлюшки!»

Ой, люлюшки, люлюшки!

Хлопают в ладоши.

Прилетели гулюшки.

Прилетели гулюшки.

Взмахивают кистями рук.

Заиграли в люлюшки.

Хлопают в ладоши.

Ой, люли, люли!-

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Удивились гули.

Вытягивают руки перед собой.

Наша Маша маленькая,

Показывают ладонями, какая Маша маленькая.

Да зато удаленкая:

Складывают руки перед грудью полочкой.

Носик – пуговка,

Нажимают указательным пальцем на нос.

Щечки – яблочки,

Соединяют большой и указательный пальцы в кольцо и приставляют к глазам.

Глазки – ягодки,

Поглаживают ладонями по щекам.

Губки сладеньки,

Прикасаются указательным пальцем к уголкам губ.

Поцелуемся!

Вытягивают вперед руки ладонями вверх.

Чмок!

Посылают воздушный поцелуй.

Массаж

«Дождик» (массаж спины)

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом ! Бом!

Дети встают друг за другом и похлопывают друг друга ладошками по спине.

По веселой звонкой крыше –

Бом ! Бом ! Бом!

Постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите –

Легко постукивают кулачками.

Никуда не выходите –

Бом! Бом ! Бом!

Растирают ребрами ладоней.

Почитайте, поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

А уйду – тогда гуляйте…

Бом… Бом… Бом…

Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

«Петушок» (самомассаж)

Раз и два! Раз и два!

Начинается игра!

Тереть ладонями друг о друга.

Красим крылья и живот,

Красим грудочку и хвост,

Красим спину

Красим ножки,

Красим гребешок немножко.

Поглаживать ладонями руки, живот,

грудь, поясницу, ноги, голову.

Вот какой стал петушок,

Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться,

Ярко-красный гребешок.

Сделать несколько полуоборотов влево-вправо.

Массаж биологически активных точек

«Солнышко»

Солнце утром рано встало,

Поднять руки вверх.

Всех детишек приласкало.

«Обнять» себя.

Гладит грудку,

Массировать дорожку на груди снизу вверх.

Гладит шейку,

Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз.

Гладит носик,

Кулачками растирать крылья носа.

Гладит лоб,

Проводить пальцами по лбу от середины к вискам.

Гладит ушки,

Растирать ладошками уши.

Гладит ручки,

Растирать ладони.

Загорают дети. Вот.

Поднять руки вверх.

«Неболейка» (профилактика простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Указательными пальцами растирать крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны.

Разжать указательные и средние пальцы,

Растирать пальцами точки за и перед ушами.

Знаем, знаем да-да-да!

Нам простуда не страшна.

Потирать ладони друг о друга.

Игры-хороводы

 «Маленький ежик»

Дети, взявшись за руки, встают в круг.

В центре ребенок – ежик.

1куплет

Маленький ежик –

Четверо ножек,

На спине листок несет,

Песенку поет.

Дети идут по кругу, ребенок ежик двигается противоходом.

Фуфты, фуфты, фуфты, фу!

Дети и ребенок-ежик поочередно выдвигают вперед руки, пальцы раздвинуты.

Самый сильный я в лесу.

Руки в стороны и к плечам, пальцы сжаты в кулак.

На спине листок несу,

Песенку пою.

Руки на пояс, повороты вправо-влево.

2 куплет.

Маленький ежик –

Четверо ножек,

На спине грибок несет,

Песенку поет.

Фуфты, фуфты, фуфты, фу!

Самый сильный я в лесу.

На спине грибок несу,

Песенку пою.

Ходьба по кругу.

Движения повторяются.

3куплет.

Маленький ежик –

Четверо ножек,

На спине лису несет,

Песенку поет.

Фуфты, фуфты, фуфты, фу!

Самый сильный я в лесу.

На спине лису несу,

Больше не боюсь лису.

Ходьба по кругу.

Движения повторяются.

Вот!

Дети: Ежик, ежик, не зевай,

Кого хочешь приглашай!

Ежик выбирает одного ребенка и танцует с ним.

Вытягивают вперед одну руку, подняв вверх большой палец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...